Найти тему
Анатолий Можаров

Все не так, как кажется на первый взгляд - 7

Если ты хочешь помочь сохранению дикой природы, прочти это

Кто старается сохранить дикую природу и кто ее губит? Охотники говорят одно, «зеленые» говорят другое, и градус эмоций при обсуждении этого вопроса выше точки кипения. На чьей стороне правда? Давайте разберемся по возможности спокойно и по возможности же объективно. Давайте попробуем услышать друг друга и для начала ответим на такой вопрос:

Правда ли, что животных стало мало, и их нельзя убивать, а нужно только охранять?

1. Прежде всего необходимо уточнить, что животные – это, в соответствии с принятой систематикой, все живые существа от простейших (амебы, инфузория-туфелька и прочие) до человекообразных. То есть к животным относятся не только звери и птицы, но и насекомые, рыбы, земноводные, рептилии и прочие. Хотя в большинстве случаев люди, говоря о животных, имеют в виду зверей и иногда птиц. Причем зверей внешне привлекательных – оленей, зайчиков, белок, мишек косолапых, а не снующих по помойкам и подвалам мегаполисов серых крыс, например. И птиц вроде лебедей, а не ворон с галками. Не говоря уже о том, что тараканы, клопы, мокрицы или ядовитые змеи и пауки вовсе не кажутся таким людям животными, достойными упоминания. Надо полагать, только очень «просветленные» последователи Будды с пониманием относятся к укусам комаров, москитов, слепней и никогда не поднимают на них руку.

-2

Получается, что одних животных мы готовы без всякого сомнения травить ядами, как тараканов, убивать их с помощью мышеловок или просто давить, как мух, а других нам до слез жалко. Не задумывались, почему? А все потому, что глисты или клещи – животные «отвратительные», они паразиты – объедают человека, разносят заразу, а то и питаются нашей кровью, а главное их много и потому никакой жалости эти существа не вызывают. Таким образом мы должны заключить: не всех животных стало мало и, прежде чем упрекать охотников, было бы справедливым ограничить себя в убийстве огромного количества животных, окружающих человека в его повседневной жизни. Разве не так?

2. На самом деле животных (зверей и птиц), на которых охотятся охотники, совсем не мало. Просто они обитают там, где людям трудно их увидеть, и где их охраняют и подкармливают в зимний сезон – в охотничьих хозяйствах. Угодья охотничьих хозяйств при этом не огорожены никаким забором (забором огорожены вольеры, которые, впрочем, могут достигать огромных площадей – в десятки тысяч гектаров), и животные имеют возможность расселяться за пределы территории охотхозяйства. Тем не менее в охотничьих хозяйствах численность животных бывает весьма высокой, но об этом не знают те, кто любит и знает о диких животных только из телепередач. Да, кто-то регулярно бывает в лесу, но не видит животных и потому считает, что их стало мало. На самом деле большинство животных просто старается скрыться от человека заранее – как только заслышит его шаги или голос. Некоторые же притаиваются так, что их не способен увидеть неопытный человек. То есть, если вы не видите животных, это не значит, что их нет.

Когда животных, в том числе зверей и птиц, не так много, как комаров на северах, это совсем не значит, что они не способны принести вред здоровью человека или его хозяйственной деятельности. Кабаны вредят посевам сельхозрастений, лоси объедают побеги лесопосадок, слоны в Африке буквально уничтожают урожаи арбузов. Знаете ли вы, что в Голландии, где охота на гусей запрещена, птицы уничтожают посевы сельскохозяйственных растений на корню? А знаете ли вы, что предпринимают сообразительные голландцы для решения этой проблемы? Они травят гусей газом!

Конечно, городским жителям не так заметно, но для сельского и лесного хозяйства становится проблемой, когда животных оказывается слишком много. А много их оказывается в охотхозяйствах, где и возникает необходимость регулировать численность животных путем изъятия некоторых особей. Необходимо это и потому, что избыток животных для данной конкретной территории практически всегда приводит к эпизоотиям (у человека массовые инфекционные заболевания называются эпидемиями, у животных – эпизоотиями; их причина в обоих случаях одна – скученность).

-3

3. Здесь необходимо сказать о том, что из-за неразумного охотничьего законодательства в стране в целом у нас действительно мало копытных (даже в сравнении с Белоруссией, например, не говоря уже о Западной Европе, США, Новой Зеландии или ряде стран Африки), значительный урон нанесла популяции кабанов африканская чума свиней, многоснежные зимы оказываются убийственными для косуль и многих других животных. Но при этом необходимо отметить, что далеко не все животные, в том числе и звери, сокращают свою численность. Например, количество медведей в России интенсивно растет уже много лет, и в отдельных регионах (в Томской области, например) за добычу медведя местные власти доплачивают охотникам. Катастрофическая ситуация в целом ряде субъектов сложилась с волком, которого стало в разы больше, чем после Великой Отечественной войны, когда численность волка считалась просто пиковой. Из-за мощного падения спроса на мех лисы, это животное также плодится стремительно, наносит непоправимый ущерб популяции зайцев, косуль (лисы успешно атакуют косулят) и других животных, в том числе птиц, гнездящихся на земле (тетеревиных, например). Ну, и, как известно, лисы – одни из наиболее известных в природе разносчиков смертельной для человека болезни – бешенства.

Так что разговор о том, что животных стало мало, это разговор некомпетентных людей.