Фильмы, основанные на реальных историях, всегда вызывают большой интерес у зрителей. Особенно, если кино повествует о военном времени, локальных, но в то же время глобальных подвигах и жертвах. Это легальная возможность окунуться в по-настоящему страшное время, стать частью этой эпохи, хоть на несколько часов.
Список Шиндлера
Фигура немецкого бизнесмена, который спас более 1000 евреев от верной, страшной и мучительной гибели не может оставить равнодушным никого. Режиссер наглядно показал эволюцию главного героя, который кардинально изменился к концу картины.
Если вначале Оскар Шиндлер перестал перед зрителем заядлым авантюристом, то переродился в убежденного гуманиста. Во всем черно-белом фильме есть всего одно яркое пятно – девочка в красном пальто. Это именно тот момент, который становится переломным для главного героя. Также из-за цветового контраста зритель цепляется взглядом за девочку, проживает вместе с ней царящий вокруг хаос и отождествляет себя с ней.
Есть и другая версия: красное пальто символизирует геноцид, который был на виду у всего мира, но долгое время оставался незамеченным. Историк Джон Кроув утверждает, что многие сцены, да и сам образ Оскара Шиндлера – выдумка режиссера, искажение реальных фактов и событий. Пусть так, пусть он прав, но это не умаляет ценности фильма, его влияния на массовую культуру и то, что он находится на 8 месте списка 100 лучших американских фильмов.
Дюнкерк
Кристофера Нолана не растащили на цитаты или остроумные шутки, ведь диалогов в фильме удивительно мало. Но это с лихвой компенсируется удушающей, давящей атмосферой приближающегося хаоса и удивительными, захватывающими дух реалистичными съемками. В фильме нет врага, нет сцен битв, есть только жуткий реализм и невероятная работа звукорежиссера!
События рассинхронизированы, время сжимается, бесконечно растягивается, что только усиливает путаницу среди зрителей. Но ведь восприятие времени в экстремальных условиях или в изматывающем ожидании (солдаты на пляже неделю ждали освобождения) совершенно искажается! «Дюнкерк» не о массовом прорыве или героической битве. Он о том, что даже во время отступления требуется невероятное мужество и огромные жертвы.
Это один из немногих антивоенных фильмов про войну во всем ее отвратительном, безобразном и безжалостном обличии.
Брестская крепость
Русский фильм попал в этот список совершенно заслуженно. Это первый рубеж, который перешла немецкая армия в 1941 году. Это первая крупная, бессмысленная, но очень важная потеря.
Все герои имеют реальных исторических прототипов, актеры подобраны с ювелирной точностью, а события и декорации воспроизведены максимально достоверно. Режиссер Александр Котт смог влюбить зрителя в каждого персонажа, передал атмосферу растерянности, хаоса, ощущения «ненастоящести» происходящего.
В фильме не раскрывается каждый персонаж в отдельности, даже несмотря на расходящиеся сюжетные линии. Защитники крепости – одно целое, единый механизм и трудно, просто невозможно сопереживать кому-то одному.
Пианист
Эдриан Броуди абсолютно заслуженно получил свои награды на фестивалях. Это честный фильм с пронзительными эмоциями, который мог снять только Полански.
Главный герой заперт в предлагаемых жизнью обстоятельствах, своих страхах и опасениях. Это не упрек фашистам, не плевок им в лицо, а история одного человека, намотанного на машину холокоста. Под прожектором оператора одна личность, которая смогла спастись в музыке.
Фильмов о войне, конечно же, огромное количество. Это благодатная тема, которая всегда найдет своего зрителя. Но ни перетянуть, ни уйти в неуместную драму, а остаться честным и не предвзятым невероятно, просто титанически сложно. Но эти фильмы говорят правду, показывают правду, транслируют ее в массы.