Найти в Дзене
Роман Апрелев

“Алые паруса”: любовь как религия

Наконец-то мне попался мюзикл, который приятно смотреть: половина песен - потенциальные хиты, которым не хватило только ротации по радио. Речь о спектакле Дмитрия Белова “Алые паруса”. Наконец-то отличные стихи положены на замечательную музыку Максима Дунаевского (в аранжировке Евгения Загота). И наконец-то хорошие голоса.

Кадр из телеверсии "Алых парусов"
Кадр из телеверсии "Алых парусов"

Мюзикл ставили в разных городах страны. Но там, где технические возможности позволяли разместить полноценные декорации, зрители, несомненно, получали больше удовольствия. Постановку Белова определяют термином “стимпанк”. Чтобы представить себе, что это, вспомните анимацию Хаяо Миядзаки. Только какого-то злобного Миядзаки.

Кадр из телеверсии "Алых парусов"
Кадр из телеверсии "Алых парусов"

Пусть другие тебе говорят,

Что корабль не вернется назад.

Ты не верь этим людям усталым.

Ты однажды увидишь фрегат,

Ты увидишь волшебный фрегат

На рассвете под парусом алым.

Здесь Ассоль 12 лет. Кадр из телеверсии "Алых парусов"
Здесь Ассоль 12 лет. Кадр из телеверсии "Алых парусов"

Так в душу девочки Ассоль заронили веру в ее счастливую встречу с Грэем. Абсолютно неправдоподобная история, которую и не стоит воспринимать буквально. Конечно, принц на белом коне и капитан под алым парусом не к каждой девочке примчится. Даже не к каждой красивой и доброй. Но это символ наивной веры в светлую любовь, ожидание которой подчас лучше самого праздника.

Ассоль уже выросла. Кадр из телеверсии "Алых парусов"
Ассоль уже выросла. Кадр из телеверсии "Алых парусов"

Хороша параллель между верой Ассоль и неверием священника. Они одинаково пытаются увидеть приметы существования своего идеала в каждом моменте бытия. Блеск в волнах и мерцание лампады - это обыденность, имеющая физическое объяснение, или чудо?

Кадр из телеверсии "Алых парусов"
Кадр из телеверсии "Алых парусов"

Драматургия довольно проста, да и нужно ли иное, когда речь о знакомой с детства повести Грина - главного ромкома русской литературы? Для Грина важно ощущение стихии: моря или ветра. В сценической интерпретации такой стихией стала музыка.

Кадр из телеверсии "Алых парусов"
Кадр из телеверсии "Алых парусов"

При том, что роль Грэя здесь невелика, а все внимание отдано Ассоль, спектакль получился антифеминистским. Девушка, подобно принцессе в башне, просто ждет своего избранника. То есть она и в книге этим занималась, но там внимание отвлекалось на Грэя, поэтому пассивность Ассоль не так бросалась в глаза. Но зато так сильнее выглядит ее вера в чудо.