Здравствуйте, дорогие читатели канала «Дневник оптимиста»!
В семидесятые годы прошлого века в народе ходило такое выражение, якобы высказанное иностранцами: «Русские вместо того, чтобы строить дороги придумали вездеходы». И буквально вчера нашёл подтверждение этому высказыванию. Оказывается, первый в мире седан с приводом на все колёса был выпущен на Горьковском автомобильном заводе под маркой ГАЗ-61-73.
Сконструировал этот автомобиль Виталий Андреевич Грачёв. Судьба конструктора не менее интересна, чем судьбы, сконструированных им автомобилей. Попал он в технический отдел строящегося автозавода в Нижнем Новгороде по мобилизации как безработный в конце 1931 года. Будучи талантливым и напористым человеком он вскоре возглавил конструкторский отдел. В 1936 году за рулём сконструированного им автомобиля ГАЗ-ААА участвовал в автопробеге по пустыне Кара-Кум и горам Памира. Через два года после пробега ему было поручено проектирование легкового внедорожника.
Прототипом была избрана знаменитая «Эмка» (ГАЗ-М1), которая, к этому времени, хорошо зарекомендовала себя на просторах СССР. Автомобиль проектировался с широким применением узлов и деталей, изготавливаемых на Горьковском автозаводе. Первоначально проектировался автомобиль с кузовом фаэтон, в серию был запущен закрытый седан.
На опытном образце применялся американский двигатель Dodge D5, в серию автомобиль пошёл с двигателем ГАЗ-11, аналог которого производился на автозаводе в течение всего советского периода. Четырёхступенчатая коробка перемены передач от ГАЗ-АА. Кузов, электрооборудование и тормоза были применены от М1. Вновь были разработаны передний мост и раздаточная коробка. ШРУСы в серии применялись американские Bendix-Weiss Подвеска рессорная, тормоза барабанные.
ГАЗ-61 – это семейство автомобилей с разными кузовами и назначением. Среди них были седаны, пикапы, тягачи для артиллерии.
Проектирование и изготовление опытного образца были выполнены в сжатые сроки. Испытания автомобиля начались меньше чем через год после выдачи технического задания. Опытный образец показал впечатляющие результаты. Он развивал скорость 105 км/час и при этом потреблял бензина 14 л/100 км, преодолевал броды и подъёмы, которые были подвластны только лёгким танкам, буксировал прицеп, весивший 700 кг. Внедорожник мог ездить по брёвнам и лестницам, грязи, песку и снегу.
Комфорт ограничился только закрытым кузовом. Внутренняя отделка была очень простой: панель приборов из металла, к приборам «Эмки» добавили манометр давления масла двигателя. Отопление салона отсутствовало, но сидения были очень мягкие. Из современных опций были только прикуриватель и пепельница. Тканевая обивка была только на внутренних поверхностях дверей.
Автомобиль был востребован в армии и народном хозяйстве, но выпущено их было чуть больше 200 шт. На смену ему пришёл более совершенный ГАЗ-64.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.