Найти тему
Дневник оптимиста

Первый в мире легковой внедорожник.

Иллюстрация представлена автором Владимиром Юшковым из личной коллекции.
Иллюстрация представлена автором Владимиром Юшковым из личной коллекции.

Здравствуйте, дорогие читатели канала «Дневник оптимиста»!

В семидесятые годы прошлого века в народе ходило такое выражение, якобы высказанное иностранцами: «Русские вместо того, чтобы строить дороги придумали вездеходы». И буквально вчера нашёл подтверждение этому высказыванию. Оказывается, первый в мире седан с приводом на все колёса был выпущен на Горьковском автомобильном заводе под маркой ГАЗ-61-73.

Полноприводный ГАЗ-61-73. Адрес: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1857214/6661cdef-656d-4c6b-9857-93591b488bba/s1200
Полноприводный ГАЗ-61-73. Адрес: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1857214/6661cdef-656d-4c6b-9857-93591b488bba/s1200

Сконструировал этот автомобиль Виталий Андреевич Грачёв. Судьба конструктора не менее интересна, чем судьбы, сконструированных им автомобилей. Попал он в технический отдел строящегося автозавода в Нижнем Новгороде по мобилизации как безработный в конце 1931 года. Будучи талантливым и напористым человеком он вскоре возглавил конструкторский отдел. В 1936 году за рулём сконструированного им автомобиля ГАЗ-ААА участвовал в автопробеге по пустыне Кара-Кум и горам Памира. Через два года после пробега ему было поручено проектирование легкового внедорожника.

Прототипом была избрана знаменитая «Эмка» (ГАЗ-М1), которая, к этому времени, хорошо зарекомендовала себя на просторах СССР. Автомобиль проектировался с широким применением узлов и деталей, изготавливаемых на Горьковском автозаводе. Первоначально проектировался автомобиль с кузовом фаэтон, в серию был запущен закрытый седан.

Опытный ГАЗ-61-40 с кузовом фаэтон. Адрес: https://img-fotki.yandex.ru/get/9263/69185483.8d4/0_1632ef_c04ab519_XL.jpg
Опытный ГАЗ-61-40 с кузовом фаэтон. Адрес: https://img-fotki.yandex.ru/get/9263/69185483.8d4/0_1632ef_c04ab519_XL.jpg

На опытном образце применялся американский двигатель Dodge D5, в серию автомобиль пошёл с двигателем ГАЗ-11, аналог которого производился на автозаводе в течение всего советского периода. Четырёхступенчатая коробка перемены передач от ГАЗ-АА. Кузов, электрооборудование и тормоза были применены от М1. Вновь были разработаны передний мост и раздаточная коробка. ШРУСы в серии применялись американские Bendix-Weiss Подвеска рессорная, тормоза барабанные.

ГАЗ-61 – это семейство автомобилей с разными кузовами и назначением. Среди них были седаны, пикапы, тягачи для артиллерии.

Опытный пикап ГАЗ-61-415. Адрес: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2016/10/gaz-61-415.jpg
Опытный пикап ГАЗ-61-415. Адрес: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2016/10/gaz-61-415.jpg

Проектирование и изготовление опытного образца были выполнены в сжатые сроки. Испытания автомобиля начались меньше чем через год после выдачи технического задания. Опытный образец показал впечатляющие результаты. Он развивал скорость 105 км/час и при этом потреблял бензина 14 л/100 км, преодолевал броды и подъёмы, которые были подвластны только лёгким танкам, буксировал прицеп, весивший 700 кг. Внедорожник мог ездить по брёвнам и лестницам, грязи, песку и снегу.

Комфорт ограничился только закрытым кузовом. Внутренняя отделка была очень простой: панель приборов из металла, к приборам «Эмки» добавили манометр давления масла двигателя. Отопление салона отсутствовало, но сидения были очень мягкие. Из современных опций были только прикуриватель и пепельница. Тканевая обивка была только на внутренних поверхностях дверей.

Автомобиль был востребован в армии и народном хозяйстве, но выпущено их было чуть больше 200 шт. На смену ему пришёл более совершенный ГАЗ-64.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.