Найти в Дзене

Вынужденная беспомощность: нейтрализация за 7 минут

Photo by Reinaldo Kevin on Unsplash
Photo by Reinaldo Kevin on Unsplash

«Кто хочет- ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдания»

Каждый из нас полон желаний и надежд. Но почему не все, чего мы так страстно желаем, исполняется?

Существует множество техник, которые обещают быстрое исполнение желаний. Нужно только немного помедитировать или визуализировать. Но хотя многие и говорили себе и другим «Я хочу стать чемпионом/ миллионером/ предпринимателем», миллиардеров и чемпионов все равно ограниченное количество. Чтобы хоть как то оправдать отсутствие результата, говорят себе и другим "Я не могу этого сделать, потому что…" и далее следует тысяча причин, как объективных так и не очень. И главное – мы искренне верим в невозможность исполнения чего-то амбиционного.

В психологии фразы типа « Я не могу...» относятся к когнитивным ошибкам или ментальным ловушкам. Но такая формулировка удерживает нас в плену заблуждений и зачастую препятствует объективному и осознанному управлению своей жизни.

Немного о психологии деятельности.

Первоначально понятие деятельности рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись.

Если консолидировать все эти концепции, то можно выделить четыре базовых элемента. А все различия в подходах связаны только с тем, какому именно блоку отдается более пристальное внимание.

0. Мне понятен желаемый РЕЗУЛЬТА. Без цели деятельность уже не является таковой, а становится просто активностью.

1. ХОЧУ - у меня есть внутренняя потребность или желание в данном результате. Она и лежит в основании внутренней мотивации. «Я ХОЧУ квартиру / машину/ замуж/ в кругосветное путешествие и т.д.»

2. МОГУ, значит я обладаю:

· компетенциями, в том числе знаниями, навыками и умениями, необходимыми для этой деятельности.

· у меня есть необходимые ресурсы: технические, инструментальные, информационные, организационные, временнЫе и прочие

3. БУДУ - это готовность прикладывать волевые усилия и осуществлять действия и операции. Именно переход к активности является самым проблематичным. Большинство мечт и сокровенных желаний разбиваются об этот элемент.

Есть замечательный притча: Жил один мужчина и жаловался всему миру на великое невезение. Он говорил, что даже в лотерею выиграть не может. Человек постоянно просить у Бога помощи. Каждый день он молился и просил о выигрыш в лотерею. А помощи все нет. Вот он просит месяц, второй, третий…,год, второй, третий… И вдруг с небес раздается голос: «Ну ты бы хоть лотерейный билет купил!» Помните, что желания и молитва без действия едва ли приведут к успеху.

-2

Как вы видите, только при наличии всех трех элементов возможно получение желаемого результата. Но ключевыми являются, мотивация ХОЧУ и непосредственная активность БУДУ.

Блок МОГУ самый благоприятный для корректировки. При наличии достаточной мотивации нужные навыки можно развить, а полезные ресурсы возможно найти или заменить отсутствие или слабость других элементов.

Ментальная ловушка вынужденной беспомощности лишь маскирует отсутствие или слабость других элементов. Фраза Я НЕ МОГУ позволяет уйти от персональной ответственности, переложить вину на внешние обстоятельства или конкретных людей, а так же помогает скрыть свои истинные мотивы от окружающих. Говоря Я НЕ МОГУ, человек встает в пассивную позицию, подчеркивает свою зависимую от обстоятельств. При этом появляется чувство вины, обвинения себя в некомпетентности или другие негативные автоматические мысли. Такое состояние не всем это подходит!

Гораздо точнее и честнее будет фразы:

Я НЕ ХОЧУ = «У меня нет актуальной потребности в этом»

Я НЕ БУДУ = «Я не хочу прилагать усилия в данный момент».

Но чтобы так сказать, нужна большая смелость и честность перед самим собой! В нашем социуме не принято проявлять даже здоровый эгоизм, который, кстати, является важным инструментом для нашего выживания. А активное выражение позиции приравнивается к агрессии и поэтому пугает и усиленно порицается. Поэтому не всегда стоит говорить вслух все, о чем мы думаем. Но осознание, что это вы сами приняли такое решение всегда очень вдохновляет, и повышает уверенность и чувство свободы.

Пример из практики:
Виктору диагностировали артериальную гипертензию. У него уже было несколько случаев потери сознания. Раньше он с удовольствием водил автомобиль. Стаж его безаварийного вождения более 25 лет . Но после очередного приступа он отказывается садиться за руль с фразой «Я не могу водить»
Если посмотреть с технической точки зрения, то навык вождения остался прежним. Но появился страх. Именно страх и является причиной отказа от вождения. После разбора ситуации с Виктором мы сформулировали два альтернативных варианта к фразе «Я не могу»
«Я НЕ ХОЧУ подвергать риску свою жизнь, жизнь близких и окружающих на дороге»
«Я НЕ БУДУ водить автомобиль, пока мое состояние здоровья не позволит вернуться к этому занятию»
Надо отметить, что после написания подобных формулировок Виктору стало значительно легче общаться с людьми. Он перестал испытывать чувство вины. Хотя вслух для других он и продолжал говорить иногда «Я не могу» , на самом деле он думал уже совершенно по-другому.
-3

Если у вас не получается нужный вам результат, и вам хочется по привычке найти оправдания, то пора провести анализ Хочу-Могу-Буду к конкретной цели или деятельности.

Для этого к каждому из блоков задайте несколько вопросов. Ответы желательно записать. И тогда вам станет понятно, на какой из элементов целенаправленной деятельности следует обратить дополнительное внимание. Но отвечать на эти вопросы нужно максимально искренне. На это у вас уйдет 5-7 минут. Кстати, корректировка намеченного результата после таких вопросов – обычное дело!

Вот примерный список вопросов. Вы можете добавить свои.

Проверка ХОЧУ

• Я хочу заниматься этой деятельностью?

• Поставленная цель для меня из разряда «хочу» или «надо»?

• Соответствует эта деятельность моим внутренним мотивам?

• В какой степени я верю в успех достижения этой цели ( 0- 100%)

• Есть ли сомнения относительно моих мотивов?

Проверка МОГУ

• Я владею необходимыми знаниями?

• У меня есть опыт (умения, навыки) для данной деятельности?

• Моя занятость позволяет реализовать эту цель?

• У меня достаточно ресурсов для достижения нужного результата?

• Какие есть альтернативные ресурсы для достижения этой цели?

Проверка БУДУ

• Насколько я готов начать эту деятельность в ближайший день? (0-100%)

• Как эта деятельность вписывается в мои ближайшие планы?

• Какое соотношение между риском и выгодой? Я могу изменит это соотношение?

• Как мои усилия будут вознаграждены? ( выгоды могут быть не только финансовые, но и эмоциональные или интеллектуальные, например)

• Что я буду делать, чтобы подбодрить себя при движении к цели?

Развивайте осознанность и ответственность за свои действия.

Душевного и телесного благополучия вам!

Наталья Дроздова

Понравилась статья? Тогда поделитесь информацией в своих социальных сетях, поставьте лайк или оставьте свой комментарий ниже. И подпишитесь на канал!