Найти в Дзене
История России

Проект Фридриха фон Габеля о «прорубании окна» в Европу

Про то, что именно Петр I «прорубил окно» в Европу, отвоевав захваченные шведами земли и построив Санкт-Петербург, в России помнят все. Но мало кто знает, что начать войну за устье Невы придумал вовсе не Петр. Идея появилась намного раньше, причем авторство принадлежит заезжему иностранцу. Датский прожектер Во время царствования отца Петра I – Алексея Михайловича – в Москву приехал новый датский посол – Фридрих фон Габель. Дело было в 1676 году. Будущему Петру Великому тогда исполнилось всего 4 годика. Был Фридрих ярым ненавистником шведов. Практически сразу он начал убеждать царя и его окружение в необходимости возвращения утраченного почти 100 лет назад выхода к Балтийскому побережью. Оно было потеряно еще в 1617 году по итогам русско-шведской войны 1610-1617 гг. Габель даже добился того, что были подняты старые архивы. С удивлением русские узнали, что шведы-то Финляндией незаконно владеют. Почти вся территория северного края по договорам
Рисунок 1. Основание Санкт-Петербурга
Рисунок 1. Основание Санкт-Петербурга

Про то, что именно Петр I «прорубил окно» в Европу, отвоевав захваченные шведами земли и построив Санкт-Петербург, в России помнят все. Но мало кто знает, что начать войну за устье Невы придумал вовсе не Петр. Идея появилась намного раньше, причем авторство принадлежит заезжему иностранцу.

Датский прожектер

Во время царствования отца Петра I – Алексея Михайловича – в Москву приехал новый датский посол – Фридрих фон Габель. Дело было в 1676 году. Будущему Петру Великому тогда исполнилось всего 4 годика.

Был Фридрих ярым ненавистником шведов. Практически сразу он начал убеждать царя и его окружение в необходимости возвращения утраченного почти 100 лет назад выхода к Балтийскому побережью. Оно было потеряно еще в 1617 году по итогам русско-шведской войны 1610-1617 гг.

Габель даже добился того, что были подняты старые архивы. С удивлением русские узнали, что шведы-то Финляндией незаконно владеют. Почти вся территория северного края по договорам принадлежала еще Новгородской республике, правопреемником которой являлось Русское царство. Копорье и устье Ладоги Россия шведам действительно уступили, а вот насчет Финляндии никаких договоров не было. Шведы не утруждали себя оформлением бумаг. В итоге заняли ее явочным порядком. Можно сказать, «отжали».

Рисунок 2. Гравюра 17 века
Рисунок 2. Гравюра 17 века

Зачем это было нужно датчанину

Все дело в торговле. Россия того времени поставляла в Европу прежде всего хлеб, меха и корабельные товары, т.е. лес для строительства судов, холст для парусов, деготь для смоления корпусов. Товары стратегические. Но в саму Данию они попадали через Швецию, которая вздувала цены втридорога, а во время конфликтов и вовсе прекращала поставки.

Торговать через Архангельск не давала английская Московская компания, рассматривавшая коммерцию с Россией как свою монополию. Да и сами русские предпочитали вести дела с Англией и Голландией – их купцы отечественные товары забирали по хорошей цене.

Торговля через Архангельск датчанам была откровенно невыгодна. А вот направить корабли через датские проливы! Да с каждого судна пошлину взять! Дания бы расцвела на таком потоке.

Противодействие русских

При дворе Алексея Михайловича к идее датчанина отнеслись без понимания. Затевать войну с сильнейшей тогда державой желания не было. К тому же мало было отвоевать устье Невы. Нужно было строить там порт, заводить флот, охранять караваны судов от нападения шведов.

Получалась не выгода, а сплошной убыток на ближайшие лет 50.

Кроме того, резко против проекта были архангельские купцы. Они прекрасно понимали, что количество товара ограничено, на 2 порта не хватит. А кто будет получать выгоду от торговли с ними – англичане или датчане, –им было без разницы.

Рисунок 3. Голландская гравюра с видом Архангельска
Рисунок 3. Голландская гравюра с видом Архангельска

Архангельск был тогда крупнейшим центром заграничной торговли, отправляя и принимая товаров на 300 тысяч рублей. В конце 17 века – колоссальная сумма.

В общем, предприятие показалось откровенно сомнительным и выгоды не сулящим.

Позднейшая реализация

Но, как оказалось, идея запала в голову Петра I. При нем отвоевали Неву, затем и большую часть Прибалтики, заложили Петербург.

Архангельские купцы оказались правы. Новый порт отобрал у архангелогородцев иноземную торговлю, превратив город в сонную провинцию.

Но Петербург стал торговыми «воротами» в Российскую империю далеко не сразу – и Швеция и Англия препятствовали самостоятельной русской торговле. Да и Дания временами старалась. И строительство города потребовало колоссальных расходов.

Но сейчас понимаешь – все же Петербург не зря построили. Без него история нашей страны была бы совсем иной.

Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.