Сегодня мы, как и вчера, решили совместить несколько «разномаршрутных» прогулок по Парижу. Где пил кофе Ленин и что брал вместо денег Модильяни? Какого размера большой палец и где в январе можно увидеть парижских павлинов? А еще о том, сколько стоит китайский обед, где набил шишку Робеспьер и немного Воргезов и горгулий. Итак, что же посмотреть в Париже из необычного?
Для начала, позавтракав в своих не самых шикарных апартаментах и не дождавшись, когда полностью рассветет, пошли посмотреть на, пожалуй, самые знаменитые кафе Парижа — Ротонду и Куполь.
В Ротонду (La Rotonda) в свое время захаживали Дягилев и Пикассо, Прокофьев и Стравинский, Хемингуэй и Фицжеральд. И даже дедушка Ленин. И Троцкий-Бромштейн любил выступать здесь с пафосными призывами. Посетители время от времени танцевали на столах. В те времена в кафе стояла печка, и было очень накурено. Но ничего, сидели и смотрели, как Модильяни рисует портреты посетителей в обмен на тарелку супа.
В «Оранжевом гиде», который мы купили практически перед самой поездкой в Париж, вычитали интересный факт. Алексей Толстой однажды послал в «Ротонду» открытку, в которой, вместо имени адресата, написал: «Самому плохо причесанному человеку». И ведь открытка нашла того, кому предназначалась. Это был Илья Эренбург. Сейчас в Ротонде нет печки. И не курят. Зато цены слегка шокируют. Самый дешевый кофе – 5 евро.
Адрес кафе: boulevard du Montparnas-se, 105.
Напротив «Ротонды» — не менее известное кафе Куполь (Le Coupole). Здесь тоже было всегда шумно и многолюдно. Собирались в Куполе молодые поэты, художники и прочая богема. В начале века кафе славилось на весь Париж невысокими ценами, которые за сто лет умудрились измениться не в лучшую сторону (так же, как и ротондовские). Сюда приходили пообедать и поработать Франсуаза Саган и Маркес. Пообедав, они отправлялись на прогулку, и Париж «дарил им музу». Кафе притаилось за Ротондой, видите?
Адрес Куполя: boulevard du Montparnas-se, 102.
Дойдя до метро, мы спустились вниз и поехали через весь Париж – посмотреть на скульптуры в районе Дефанс. Это деловой и жилой квартал, расположенный в четырех километрах к юго-западу от Парижа. Район Дефанс считается самым большим деловым центром в Европе, и его частенько называют «парижским Манхеттеном». Нам до деловой жизни парижан, собственно, не было никакого дела. В Дефанс мы поехали ради Большого Пальца, стоящего среди высотных стекляшек, придающих району схожесть с хай-тековским сервантом. Эти стекляшки видны с любой смотровой башни Парижа и резко контрастируют с привычными домами.
Вот тот 12-тиметровый палец, ради которого мы приехали в этот район (Дефанс, кстати, переводится, как «оборона»:
Палец был сделан из бронзы в 1965 году, но установили его только в 1994.
Помимо пальца здесь есть и другие оригинальный скульптуры:
А еще в районе Дефанса стоит третья знаковая арка Парижа – Le Grande Arche. Она замыкает прямую линию, на которой расположены Триумфальная арка и Карузель. Триумфальная арка, кстати, отсюда отлично видна.
Если ваша поездка в Париж позволяет выделить хотя бы половину дня на посещение не самых туристических мест, то в Дефанс вам сам бог велел заехать. Добраться до района Дефанс достаточно просто. В метро выбираете линию №1 и едете до конечной одноименной станции.
Нагулявшись среди стекляшек, прошлись по узким улочкам, выпили кофе с багетом на Avenue Charles De Gaulle и пешком пошли в сторону Булонского леса.
Что посмотреть в Париже, когда Лувр посещен, Эйфелева башня увидена и прочие распиаренные достопримечательности уже знакомы?…
Нам хотелось на некоторое время сменить прогулки по улицам на парки, поэтому мы решили познакомиться с парком Багатель, расположенным внутри лесного массива в черте современного Парижа.
Булонский лес с павлинами и секвойей
Парк обязан своим возникновением королеве Марии Антуанетте. Однажды она поиздевалась графом д’Артуа, который приходился ей деверем. Точнее, не над ним самим, а над его охотничьим домиком, который, по ее мнению, был слишком неказист. Неказистый домик стоял в гуще Булонского леса и напоминал сторожку не очень удачливого егеря. Граф побился об заклад, что через три месяца пригласит королеву во дворец, который отстроит на месте этого домика. Нанял 900 рабочих, и те по-стахановски вкалывали в Булонском лесу все три месяца. И в результате королева спор проиграла.
Дворец, конечно, вышел невелик, но весьма изящен.
Парк бесподобен. Особенно при осознании того, что вокруг – январь!
Совершеннейшей неожиданностью оказались гуляющие по тропинкам парка, разбитого вокруг дворца, павлины (в январе!!!) и растущая посередине поляны секвойя.
От парка, вдоль Булонского леса, пошли пешком в сторону метроPorte Maillot. Идти оказалось довольно далеко — почти 2,5 км. Теоретически от парка до метро ходит автобус № 244, но мы его так и не увидели.
Спустившись в подземку, без пересадок доехали до площади Бастилии. И что? Площадь как площадь. Ни намека на тюрьму, лишь колонна стоит. Если решите воспользоваться нашим маршрутом прогулки, то можете смело пропускать это место Парижа как «обязательное к просмотру».
Пообедать решили экономно. А раз экономно – значит по китайско-корейски. Благо эти забегаловки на каждом углу. Но – вкусно. Конечно, для тех, кто любит подобную кухню. За 19 евро получили два обеда (приличные порции) и воду. Кофе в нас уже не лезло.
Площадь Воргезов и французская верхушка
Пообедав, дошли до площади Воргезов, на которой давным-давно развернулось гулянье в честь бракосочетания Олега Табакова и Алисы Фрейндлих. Точнее, Людовика III и Анны Австрийской.
На этой же площади жил и кардинал Ришелье. Всамделишный, а не киношный.
И снова Собор Парижской Богоматери – фото сверху
Оставив площадь Воргезов позади себя, пешком дошли до Нотр-Дама. Не в него шли, а просто гуляли. И, увидев совершенно небольшую очередь на башни, решили подняться. Все-таки поездка в Париж без посещения самых популярных смотровых площадок — что-то явно неполное, да? Простояли минут 20 – недолго по меркам парижских очередей. Хотелось залезть на самый верх Собора Парижской Богоматери – фото чертей, виденных раньше, манили к себе, как магнитом.
Запускают наверх партиями – по 20 туристов каждые 10 минут. Вход — 8,5 евро.
Резюме – забраться на Нотр-Дам нужно обязательно. Потому что, если на Эйфелевой башне просто «виды», то на Соборе – еще и горгульи и прочие скульптуры, которые весьма романтично смотрятся на фоне Парижа. Вот вам фото с вершины Собора Парижской Богоматери:
И район Дефанс отсюда отлично виден:
Когда спустились на землю, то еще раз зашли внутрь храма. Чем-то он нас притягивает все-таки….
Уже уходя с площади, нашли нулевой километр. В прошлый раз увидеть его нам не дали толпы туристов и спиралевидная очередь в собор.
Завершая очередную прогулку по Парижу, дошли до Консьержи – самой знаменитой парижской тюрьмы. В ней сидела Мария Антуанетта (благодаря которой в зарослях Булонского леса стоит замок). В ее камере, по приказу Робеспьера, были сделаны низкие двери, чтобы заставить императрицу почаще кланяться. Робеспьер попал в собственноручно вырытую яму – перед казнью он сидел в той же камере и, выходя из нее на последнюю свою прогулку по Парижу, которая привела его на эшафот, разбил лоб о дверной косяк.
Напоследок прогулялись до Нового моста, который, на самом деле, является самым старым мостом в городе, и помахали рукой конной статуе Людовика XIV. Правда, вместо Людовика случайно сфотографировали фотографирующую чаек и замочки девушку…. Ну и ладно! Памятник, приехав в Париж, вы и сами посмотреть сможете, а вот девушки уже не будет!
До завтра! Завтра, к сожалению, последний день нашей поездки в Париж. Скоро нужно будет снова ехать в сторону аэропорта…
Оригинал моей записи ЗДЕСЬ
Все наши прогулки по столице Франции:
Прогулка по Парижу. День 1 — о том, как сын выгнал мать из дома; увидели монастырь для тех, кто ходит босиком, и место, где находился самый нулевой меридиан. И не только.
Прогулка по Парижу. День 2 — наши бродилки внутри Эйфелевой башни, Нотр-Дама и Пантеона. О том, как Людовик VI долго болел, и как проститутки спасли Собор Парижской Богоматери. А еще поедание лягушек и внешнее знакомство с Лувром.
Поездка в Версаль или пару слов о скромняге Луи День 3 (начало) – собственно, сразу ясно, куда мы отправились. Присоединяйтесь!
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Продолжение третьего дня – не могли обойти это место своим вниманием.
Прогулки по Парижу. День 4 — как улыбка одной женщины может превратить людей в табун; наше непонимание прекрасного и самый старый дом Парижа. А еще — какого размера козий сыр и улицы Монмартра. И осел-художник напоследок.
Прогулки по Парижу. День 6 — рассказ о том, где лежат черепа Робеспьера и Марата, о том, как скелеты попали в жилые дома и где именно «был Вася в 1945 году». И еще о том, что мы ели в самые последние часы прогулок по Парижу.