Очень часто, меня спрашивают, «А может нет смысла морочиться, открывать магазин, искать оборудование, поставщиков, купить просто франшизу и начать сразу работать»
Давайте разбираться в этом вопросе.
Начнем с простого, а что же такое франшиза и зачем она нужна.
Умная Википедия гласит: Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса.
То есть, вы платите деньги и вам открывают под ключ магазин, с вывеской, названием, поставщиками, оборудованием и еще фиговой тучей плюшек. Научат всему, подтянут до корпоративных стандартов, подключат к системам. Красота, да и только.
Ну чем не помощь начинающему бизнесмену.
Но если препарировать эту идею, то не все так сладко. Конечно, мировые бренды продающие франшизу, это прекрасный бизнес, всего несколько миллионов долларов и над вашей закусочной взметнуться дуги известно бутербродного бизнеса и молодые девочки начнут задирать руки с корпоративным возгласом «свободная касса».
С цветочным бизнесом все сложнее.
Небольшое лирическое отступление, в середине нулевых, одна Петербургская цветочная сеть, впервые в России вывела бренд «10 роз 150 рублей» и тем самым подорвала устои массового цветочного рынка.
Удобный для восприятии бренд, красивые упаковки, интересная идея, казалось все просто, хватай идею и беги, но мало кто знает, что эта же фирма вложила колоссальные деньги в разработку этой идеи, в Италии были закуплены специальные баки для торговых залов (а каждый бак стоил от 200 евро), с биологами из НИИ были проведены консультации по терморежиму для цветов. Химики предоставили расчеты по спецрастворам, а экономисты посчитали прибыли. И когда все сошлось, бренд пошел в народ.
После этого практически все города России подхватили эту идею. Вывески запестрели надписями 10 (11, 15, 20…. Роз) за 150 (199, 250… рублей). Появиться то они появились, но как пришли, так и ушли. Не потянули ребята объемы, и не зная идеи быстро скисли.
Я даже знаю человека, который подсмотрев смысл и ухватив кончик идеи, нашел инвесторов и хвастался всем, что откроет 100 магазинов в Москве и в каждый вкладывает от 100 тысяч евро. Схлопнулся он ну очень быстро.
Вот на этом месте и возникли франшизы цветочного бизнеса. То есть люди научившись возиться с цветами решили таким образом монетизировать свои знания.
Порой доходит до курьезов, два моих бывших ученика участвовали в создании новой сети, которая вышла на франшизный рынок, я как то приехал в их магазин и сделал замечание по нарушению технологий хранения и обработки цветка, на что получил отличный ответ «Да забей, работает же, а те кто нам бабки несет и этого не знают».
Ну а теперь к сути франшиз и методике их реализаций.
Допустим, некий человек создал успешный магазин или целую сеть и решил его размножить по стране путем франшизы. Вы обратились к нему и первое что услышите «Заплатите мне паушальный взнос!» Уп-с, вот и первые расходы, это взнос за технологию и торговую марку. То есть вы еще на начали работать, а деньги уже надо «занести в оркестр».
Отлично, денег у нас много, ну может хоть магазин откроют. Ан нет, все сложнее, например вы в Магадане, а франшиза из Москвы. Вам скинут список оборудования которое надо купить, не тот человек который продает вам франшизу покупает или предоставляет его вам, а вы сами, так же как и делаете ремонт.
И вот тут еще один важный момент, вы безумно влюблены в сочетание персикового и салатного цвета,
но вы ОБЯЗАНЫ красить магазин красно-черный цвет, так как это корпоративный цвет и отклоняться нельзя. И название «Цветы от Машеньки» которое вам так нравится тоже использовать нельзя! Только синяя надпись «КрокоКрейзиБукет от Павлика», извините, франшиза, название вы уже купили. Соответственно:
Название и стиль уже не ваши.
Ну ок, вы свыклись с вывеской, цвет внутри уже не вызывает у вас тошноты и депрессии, вы в ожидании открытия, первый завоз цветов, предвкушение ароматов…. И тут стоп машина!
- По нашим корпоративным правилам у вас должно все стоять в нашей упаковке желтого цвета с изображением жены и любимой крысы Павлика. Отсюда -
Постоянные доп.расходы.
Купили упаковку, пусть она уродлива, но купили.
- Вы должны подключиться к системе учета которую мы создали для учета. Это не дорого, всего 5000 рублей в месяц.
- А это обязательно?
- А как же, мы должны знать что и как у вас продается. Значит…
С вас снимают всю информацию которая в принципе является конфиденциальной.
Подключились, и тут новый поворот:
- Отталкиваясь от нашего ассортимента, букеты можно крутить только по технологической карте. У нас есть букет «Чапаевский», он состоит из трех роз длиной 60 см. и 1 веточки гипсофилы, по цене 200 рублей.
- Но простите, у меня нет возможности торговать по 200 рублей. Это не покроет расходов.
- Ничего не знаю, это корпоративное правило.
- А я могу сделать красивый букет сам/сама?
- Нет, во всех магазинах нашей сети проработанный ассортимент.
- Блиииин!
Еще одна черта чужого договора –
Ограниченность в выборе товаров и услуг.
- Да, и мы помогаем вам в раскрутке, на нашем сайте появилась уже замечательная заметка, в разделе «новости», что МЫ открыли новый магазин нашей сети. Народ знает нашу марку и попрет валом к вам.
Вы знаете, ни кто не пойдет и не попрет, потому что потребители даже в родном городе не знают названий всех сетей, а уж в чужом –то точно.
- Вы должны повесить вывеску из объемных букв и контражуром за сто тыщпятьсот рублей.
- А можно просто баннер пока?
- Нет!
Вот вам еще расходы.
Но самое главное, и на этом зарабатывают ВСЕ кто продает франшизу – это поставки товара. Подается это с благой целью, «вы не переживайте, мы вам все привезем» и не врут, привозят, но поцене примерно на 25% выше Российского рынка и на 50% выше закупок на аукционе.
Вы не можете самостоятельно выбирать товар, а обязаны торговать тем, что вам навяжут.
Вам мало? Ок, вишенка на торт. Вы обливаясь слезами продаете чужой цветок, в жутком интерьере, под чужой вывеской, по чужой цене, вся информация о вашей торговле уходит чужому дяде и в тот момент когда кажется этот магазинчик начинает давать первые деньги, этот дядя появляется на пороге и говорит «А настало время платить роялти-платеж!» И все, с вас еще процентов 10-15 или от прибыли, или от оборота.
Как вам такая схема?
Но как подавалось изначально все красиво, и десять лет на рынке, и миллионы проданных цветов и десятки открытых магазинов и счастливых хозяев, и спец.обучение (вебинары, CRM, консалтинг) и только свежие и самые дешевые цветы.
86 процентов франшизных цветочных магазинов или закрываются или "снимают вывеску"
Нужно еще что-то объяснять.
Как поступить? Я думаю все просто, идите работать в цветочный магазин, хоть подсобником, хоть помощником флориста и учитесь всему сами и тогда все эти неудачливые продавцы франшиз останутся за бортом вашего бизнеса.
Ну или подписывайтесь на мой блог и учитесь.
Ваш "Цветочный Дилетант"
Буду рад, если Вы подпишитесь на канал и оцените эту статью "пальцем вверх", ваше внимание очень важно для меня и для робота ЯНДЕКСА))). Если есть вопросы жду в комментариях, но очень прошу вас удержаться от хамства и пустых суждений.
Или можете писать мне на почту cvetcons@mail.ru, я всегда с удовольствием отвечаю.
Ссылки на другие мои статьи:
Лучше я выкину деньги в унитаз.
Почему нельзя открывать цветочный магазин по франшизе
Самый лучший флорист на свете