Найти в Дзене
Социальный бизнес

Наука успеха: как создать интерактивный музей

Оглавление

http://nb-forum.ru/useful/advices/zadachka-na-soobrazitelnost

Наука опять входит в моду, а благодаря таким персонажам, как Илон Маск, космосом и экспериментами с электричеством начинают интересоваться дети и подростки. Ответом на этот запрос стали «живые» музеи занимательных наук, один за другим открывающиеся в крупных городах России. В них можно не только смотреть, но и трогать экспонаты руками, вертеть ручку динамо-машины, мешать кислоту с щелочью и делать десятки других, не менее важных и интересных вещей. 

Но, к сожалению, по прошествии короткого времени некоторые из них закрываются или превращаются в пародию на популяризаторское шоу. Каких просчетов нужно избегать, чтобы научно-музейный стартап не обернулся эпическим провалом? Интересен одного из самых успешных проектов такого рода — интерактивного музея «Лабораториум», открытого в Ростове-на-Дону социальной предпринимательницей Екатериной Беляк. В 2016 году она стала лауреатом премии «Импульс добра» — за вклад в развитие социального предпринимательства.

Лаборатория волшебства

Однажды трехлетний мальчишка играл во дворе. Под ногами, как обычно, путался вездесущий кот. Малыш решил погладить мурчащего приставалу — и отпрянул: по шерсти пробежал разряд.

«Это электричество — такое же, как во время грозы», – засмеялся отец, видя недоумение сына.
Мальчуган был поражен: значит, молнию можно приручить? И если природа — это большое ласковое животное, кто гладит его по спине?

Трехлетнего кошкоиспытателя звали Никола Тесла. Через много лет он научился подчинять себе молнии.
Имя кота, наследившего в истории, мировая общественность так и не узнала. Но именно этот хвостатый «громовержец» стал, по сути, первой передвижной инсталляцией в импровизированном научном шоу.

-2

Разумеется, в современных экспозициях занимательного естествознания нет экспонатов, которые значились бы по описи как «кот шерстяной, 1 шт.». Чем же сегодня можно поразить воображение будущих эйнштейнов? Ответ на этот вопрос знают в «Лабораториуме» — интерактивном научном музее, который уже три года работает в Ростове-на-Дону.

Для местной детворы это настоящая страна чудес. Три этажа «очевидного невероятного»: зеркальные и лазерные лабиринты, математические головоломки, путешествия по виртуальным мирам и далеким планетам, эффектные химические опыты — все это превращает скучную учебу в настоящее волшебство.

Создательница царства научной фантастики — многодетная мама Екатерина Беляк. В прошлом году она стала лауреатом Премии «Импульс добра», учрежденной Фондом «Наше будущее» за достижения в области социального предпринимательства.

Секретов своего успеха Екатерина не скрывает. Напротив — охотно делится ими с коллегами, которые горят желанием открыть собственный интерактивный музей. По мнению хозяйки «Лабораториума», главное — избежать ошибок, которые могут стать фатальными для проекта.

Ошибка первая: «война план покажет»

-3

Как не надо. Некоторые предприниматели запускают стартап, не проведя предварительно детального исследования рынка.

Как надо. Екатерина Беляк: «Прежде всего необходимо оглянуться вокруг и понять, что уже есть в нашем городе. Куда мамы водят детей после школы? Кто может их принять? Какие учреждения дополнительного образования уже существуют и что они предлагают? Нужно все это проанализировать, и тогда станет ясно, какую нишу вы можете занять».

Ошибка вторая: изобретаем велосипед

Как не надо. Некоторые создатели интерактивных музеев, пытающиеся заинтересовать школьников наукой, сами при этом новациями не интересуются и игнорируют наработанный другими опыт.

Как надо. Екатерина Беляк: «Важно провести полный мониторинг всего, что имеется интересного в этой сфере — и у нас, и за рубежом. Не пожалейте времени, поищите информацию на эту тему в интернете, познакомьтесь с чужим опытом, узнайте о лучших практиках и методиках. Некоторые из них вы сможете усовершенствовать и адаптировать к своим условиям».

Ошибка третья: этот смутный объект желания

Как не надо. Бывает, что предприниматель не слишком четко представляет себе, для какой категории населения он работает.
Как не надо. Бывает, что предприниматель не слишком четко представляет себе, для какой категории населения он работает.

Как надо. Екатерина Беляк: «Вы должны понять, кто ваш клиент. В нашем музее, к примеру, это два основных разряда посетителей: школьные группы и семьи. Каждая из этих категорий предполагает особый подход, свою систему работы. Именно от этого надо отталкиваться, разрабатывая специальный набор программ и в первом, и во втором случае».

Ошибка четвертая: страшный зверь однообраз

Как не надо. Некоторые предприниматели покупают минимальный набор стандартного оборудования для научных шоу — и пытаются быстро «отбить» деньги, колеся с «фокусами» по стране.

Как надо. Екатерина Беляк: «Необходимо создавать разные форматы для посетителей. Нельзя скатываться на уровень шоу-рума. Мне приходилось видеть подобные представления: это удручающее зрелище. Посетители должны иметь большой выбор программ. Поэтому мы все время предлагаем им что-то новое. Если какие-то форматы не пользуются популярностью, мы их откладываем. А если «выстреливают» — развиваем. Лично я, анализируя какой-то проект, стараюсь взглянуть на него с трех точек зрения: как ребенок, как мама и как организатор».

Ошибка пятая: музей без друзей

Как не надо. Часто стартаперы рассчитывают только на себя и не пытаются создать партнерские отношения с государственными и частными структурами.
Как не надо. Часто стартаперы рассчитывают только на себя и не пытаются создать партнерские отношения с государственными и частными структурами.

Как надо. Екатерина Беляк: «Не стоит бояться контактов, ведь один в поле не воин. Нужно обязательно налаживать взаимоотношения с региональным министерством образования. Конечно, если вы просто придете к чиновникам и скажете: «У меня есть хороший проект, присылайте ко мне в музей школьников» — никто вам никого не пришлет. Но, если вы предложите им помощь в решении каких-то социальных вопросов, закроете «проблемные» участки, вами обязательно заинтересуются.

Еще один важный партнер для интерактивного музея — это, конечно, вузы. Совместно с ними можно разрабатывать различные научные программы, устраивать конкурсы, организовывать мастер-классы. Я сотрудничаю со всеми местными вузами, вплоть до консерватории — музыка тоже нам часто бывает нужна. Кроме того, я налаживаю партнерство и с турфирмами: ведь в наш музей едут посетители не только со всей Ростовской области, но и из соседних регионов».

Ошибка шестая: потерянные в бухгалтерии

Как не надо. Иногда начинающие предприниматели выбирают организационную форму для своего предприятия, не изучив предварительно все ее плюсы и минусы.
Как не надо. Иногда начинающие предприниматели выбирают организационную форму для своего предприятия, не изучив предварительно все ее плюсы и минусы.

Как надо. Екатерина Беляк: «Мы осознанно выбрали форму ИП, потому что она дает финансовую свободу. Музею все время нужны средства на текущие расходы: то на ремонт экспонатов, то на буклеты, то на закупку материалов для мастер-классов. ИП предоставляет такую возможность: через кассу прошел чек, я заплатила налог — и вот уже располагаю свободными деньгами. Это очень удобно.

Правда, нужно учитывать и такой нюанс: будучи индивидуальным предпринимателем, я не имею права подать документы на многие гранты. Для этого больше подходит форма НКО».

Ошибка седьмая: логистический хаос

Как не надо. Не все предприниматели правильно просчитывают количество потенциальных клиентов. В результате в одни месяцы музей пустует, в другие — бывает переполнен.

Как надо. Екатерина Беляк: «Один из ключевых вопросов, на которые нужно заранее найти ответ: сколько групп и свободных посетителей одновременно может принять музей? Необходимо просчитать логистику, и отталкиваться от этих вычислений при формировании цены билета. Кроме того, полученные данные необходимо разложить по месяцам и решить: с помощью каких программ вы будете «закрывать» те периоды, когда наплыва посетителей не ожидается. К примеру, на майские праздники многие ростовчане традиционно уезжают на пикники. Мы в это время устраиваем «Фестивали мудрости» для пенсионеров. Это не просто заполнение музея, но и мощная реклама. Ведь у бабушек есть внуки. А кто у нас главный информатор в городе? Конечно, пенсионеры».

Ошибка восьмая: не экономить
Ошибка восьмая: не экономить

Как не надо. Многие переплачивают за дорогостоящие инсталляции и экспонаты — вместо того чтобы проявить креативность.

Как надо. Екатерина Беляк: «Оборудование для музея часто стоит очень дорого. Но если мы не можем что-то купить, это не значит, что нужно отказываться от идеи как таковой. К примеру, мне хотелось приобрести зеркальный лабиринт, но цена была слишком высокой: 700 тысяч рублей. Я задумалась: а как он устроен? Поискала в интернете — и нашла информацию о принципе его работы. В результате лабиринт мы сделали своими силами, и обошелся он всего в 150 тысяч. Нужно подходить к делу творчески, привлекать инженеров, аспирантов, студентов — они могут много интересного придумать».

Ошибка девятая: слишком экономить

Как не надо. Не все неомузейщики щедры на скидки для неплатежеспособных посетителей: мол, сами еле выживаем, вот раскрутимся — может, тогда уж…

Как надо. Екатерина Беляк: «Представители многих социально незащищенных категорий населения посещают наш музей бесплатно, к примеру дети-инвалиды или воспитанники интернатов. Для них мы разработали специальные программы. Мы и в деревни часто выезжаем, проводим фестивали науки — тоже бесплатно, разумеется.

Не нужно бояться «социалки». Она выгодна не только в моральном плане — хотя этот аспект, конечно, важнее всего. Если ты социальный предприниматель — не бойся делать добро. Завоевывай авторитет: это очень важно, когда ты выстраиваешь отношения с партнерами, в том числе государственными. Отдавай все, что в твоих силах. Ты получишь больше».

http://nb-forum.ru/useful/advices/zadachka-na-soobrazitelnost