Обычно, когда мы представляем себе Средневековье, то воображение рисует суровые картины древнего судопроизводства -- пытки, виселицы и колеса на столбах чуть ли не на каждой площади и у ворот городов, жестокие судьи и невозможность добиться правосудия. Что поделать, но было время, когда историки называли Средневековье "временем отчаяния".
Однако любая наука, в том числе и история, не стоит на месте, так что со временем историки обнаружили, что картина не соответствует традиционным представлениям. Конечно, были и виселицы на въездах в города, но уже в более поздние времена. Были и колеса, но, к примеру, не на Юге Франции, а на Севере. Да и смертные казни в том же Провансе было днем с огнем не сыскать -- во всяком случае, в светском судопроизводстве. А жители провансальских городов, оказывается, прекрасно знали свои права и умели отстаивать их в суде.
Не только граждане провансальских городов имели право обращаться в суд, но и приезжие, а суд обязан был рассмотреть каждое обращение по существу. В XIII-XIV веках авторитет провансальских судов был необыкновенно высок, так как судьи подбирались из знающих людей, обладающих безупречной репутацией и зарекомендовавших себя на службе городу. При этом хорошей репутацией должны были обладать не только сами судьи, но и их помощники, в том числе даже посыльные.
А какие же наказания существовали для нарушителей закона и преступников? В основном это были штрафы -- иногда скромные, иногда очень большие, в зависимости от правонарушения. Встречались и конфискации имущества, которое затем продавалось с торгов -- но это была редкость.
Практически всегда у штрафов была альтернатива. Практиковали заключение в карцер на неделю -- к примеру, за дебош. Если человек не мог заплатить штраф по бедности, он подвергался телесным наказаниям. Воров и убийц, как правило, изгоняли из городов, а иногда сносили дом убийцы, но последнее наказание было редкостью. Изгнания назначались на 1 год, на срок консульства (в некоторых городах правители городской коммуны назывались консулами, в некоторых -- подестами или ректорами), на 5 лет, навечно -- последнее полагалось за самые тяжкие преступления: вооруженный разбой, убийство, посягательство на земли и свободы коммуны, за измену. Бывало преступника приговаривали в отсечению кисти руки, но, опять же, подобное наказание было редкостью -- во всяком случае, в XIII веке, а вот в четырнадцатом такие приговоры участились.
Вы скажете: "Уж слишком идиллическую жизнь вы рисуете, так не бывает" и будете неправы. Жизнь в Провансе XIII-XIV веков была далека от идеала, но все же граждане Прованса старались как можно лучше обеспечить порядок в своих городах и защиту жизней, имущества и прав граждан и приезжих.
P.S. В заглавии заметки размещено изображение "Аллегории Доброго правления" Амброджо Лоренцетти. Правда, находится фреска не в Провансе, а в Италии -- в Палаццо Пубблико (ратуше) в Сьене (Тоскана).
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1