Всё началось с того, что режиссёр Билли Уайлдер приступил к съёмкам фильма "Сабрина". Главная героиня, дочка шофёра, уезжала, а затем возвращалась полностью преображённой. Ведь она побывала в модной столице мира, Париже! И Одри Хепбёрн, исполнительница главной роли, решила и в самом деле туда поехать. Раз у героини должны быть парижские наряды, почему бы действительно не выбрать их там?
Над костюмами к фильму работала Эдит Хэд. Знаменитый мастер своего дела, настоящая гранд-дама Голливуда, гениальный стилист... и человек, который полагал, что разбирается в костюмах, аксессуарах и создании образов лучше всех. Так что когда Одри, начинающая актриса, решила воспользоваться не её услугами, а парижского модельера, Эдит Хэд, мягко говоря, не пришла в восторг. Но, к счастью, и ей, и режиссёру, и актрисе удалось прийти к соглашению, и Одри всё-таки поехала в Париж.
Супруга режиссёра - кстати, тоже Одри - посоветовала своей юной тёзке обратиться к знаменитому Кристобалю Баленсиаге. Однако тот оказался слишком занят, и направил её к своему протеже, Юберу де Живанши. И эта, почти случайная встреча, определила судьбу обоих на долгие годы. Именно Живанши помог Хепбёрн создать стиль, который продолжает восхищать нас и сегодня!
А в тот раз Одри увезла с собой в США несколько туалетов от Живанши. Все они появляются в фильме и как нельзя лучше подчёркивают превращение простой девчонки в скромном сарафанчике в рафинированную почти-парижанку.
Что из костюмов было готовым, взятым прямо из коллекции, а что было увезено в качестве эскиза и сшито на месте – отдельный и довольно сложный вопрос. Кроме того, на киностудии в любом случае сшили копии нарядов, которые могли пригодиться на съёмках. Да и сведения из разных источников расходятся. Зато точно известно, что всего нарядов от Живанши в этом фильме три – светло-серый костюм из тонкой шерсти, чёрное коктейльное платье без рукавов и роскошный белоснежный вечерний туалет с вышивкой.
Съёмки прошли успешно. А Эдит Хэд получила очередной Оскар. Однако при этом имя Юбера де Живанши даже не было упомянуто в титрах! Никакого официального контракта он с "Парамаунт" не заключал, а Хэд славой делиться не любила (впрочем, это мало кто любит). Контракт предусматривал, что её имя будет непременно названо даже в том случае, если она не будет заниматься костюмами сама. К тому же ещё до выхода фильма на экран стали расходиться эскизы костюмов, сделанные в мастерских студии, и Эдит, конечно, считали их автором.
Словом, ситуация сложилась не очень красивая, Одри чувствовала себя неловко и приносила Живанши извинения. Однако слухи, конечно же, пошли, и история с костюмами вскоре получила довольно широкую огласку; более того, превратилась в одну из голливудских легенд. И, как у каждой легенды, у неё, разумеется, есть разные версии.
Например, один из голливудских художников по костюмам встречался с Хэд уже в начале 1970-х. И та, разбирая во время их беседы костюмы, наткнулась на скомканное чёрное платье, то самое платье из "Сабрины". А дальше изложила не очень приятную историю, в которой досталось и Хепбёрн, и Живанши. Мол, якобы всю историю придумала Одри, которая хотела получать от парижского кутюрье костюмы бесплатно. И что Хэд всё сделала сама, а Живанши ей ничего не присылал... Но ей всё равно. Мол, высокая мода годами копировала её труды, так что уж теперь злиться.
Однако со временем она всё-таки призналась в обмане. Не смущаясь. "Я солгала. Ну и что? Если бы я купила свитер в универмаге, мне пришлось бы и универмаг указывать?" По версии одного из биографов, ей было обидно признавать, что автор всех роскошных нарядов – Живанши, а она ответственна только за самые скромные костюмы...
Тогда, сразу после выхода фильма, Живанши повёл себя как истинный джентльмен – смолчал и никак не прокомментировал ситуацию публично. И только много лет спустя, после смерти Эдит Хэд (в 1981), признался, как обстояли дела.
Сценарист "Сабрины" сказал однажды так: "То, как Одри выглядела в этом фильме, оказало влияние на все роли, которые она сыграла впоследствии. Можно сказать, что если бы она не поехала тогда в Париж, она никогда бы не получила роль в "Завтраке у Тиффани".
Но об этом - в следующий раз.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!