Найти тему
История моды с Марьяной С.

Одри Хепбёрн, Юбер де Живанши, платья и голливудский скандал

Всё началось с того, что режиссёр Билли Уайлдер приступил к съёмкам фильма "Сабрина". Главная героиня, дочка шофёра, уезжала, а затем возвращалась полностью преображённой. Ведь она побывала в модной столице мира, Париже! И Одри Хепбёрн, исполнительница главной роли, решила и в самом деле туда поехать. Раз у героини должны быть парижские наряды, почему бы действительно не выбрать их там?

Промо-фото к фильму "Сабрина", 1954
Промо-фото к фильму "Сабрина", 1954

Над костюмами к фильму работала Эдит Хэд. Знаменитый мастер своего дела, настоящая гранд-дама Голливуда, гениальный стилист... и человек, который полагал, что разбирается в костюмах, аксессуарах и создании образов лучше всех. Так что когда Одри, начинающая актриса, решила воспользоваться не её услугами, а парижского модельера, Эдит Хэд, мягко говоря, не пришла в восторг. Но, к счастью, и ей, и режиссёру, и актрисе удалось прийти к соглашению, и Одри всё-таки поехала в Париж.

Кадр из фильма "Сабрина", 1954
Кадр из фильма "Сабрина", 1954

Супруга режиссёра - кстати, тоже Одри - посоветовала своей юной тёзке обратиться к знаменитому Кристобалю Баленсиаге. Однако тот оказался слишком занят, и направил её к своему протеже, Юберу де Живанши. И эта, почти случайная встреча, определила судьбу обоих на долгие годы. Именно Живанши помог Хепбёрн создать стиль, который продолжает восхищать нас и сегодня!

А в тот раз Одри увезла с собой в США несколько туалетов от Живанши. Все они появляются в фильме и как нельзя лучше подчёркивают превращение простой девчонки в скромном сарафанчике в рафинированную почти-парижанку.

Что из костюмов было готовым, взятым прямо из коллекции, а что было увезено в качестве эскиза и сшито на месте – отдельный и довольно сложный вопрос. Кроме того, на киностудии в любом случае сшили копии нарядов, которые могли пригодиться на съёмках. Да и сведения из разных источников расходятся. Зато точно известно, что всего нарядов от Живанши в этом фильме три – светло-серый костюм из тонкой шерсти, чёрное коктейльное платье без рукавов и роскошный белоснежный вечерний туалет с вышивкой.

Промо-фото к фильму "Сабрина", 1954
Промо-фото к фильму "Сабрина", 1954

Съёмки прошли успешно. А Эдит Хэд получила очередной Оскар. Однако при этом имя Юбера де Живанши даже не было упомянуто в титрах! Никакого официального контракта он с "Парамаунт" не заключал, а Хэд славой делиться не любила (впрочем, это мало кто любит). Контракт предусматривал, что её имя будет непременно названо даже в том случае, если она не будет заниматься костюмами сама. К тому же ещё до выхода фильма на экран стали расходиться эскизы костюмов, сделанные в мастерских студии, и Эдит, конечно, считали их автором.

Эскиз Эдит Хед к фильму "Сабрина", 1954
Эскиз Эдит Хед к фильму "Сабрина", 1954

Словом, ситуация сложилась не очень красивая, Одри чувствовала себя неловко и приносила Живанши извинения. Однако слухи, конечно же, пошли, и история с костюмами вскоре получила довольно широкую огласку; более того, превратилась в одну из голливудских легенд. И, как у каждой легенды, у неё, разумеется, есть разные версии.

Например, один из голливудских художников по костюмам встречался с Хэд уже в начале 1970-х. И та, разбирая во время их беседы костюмы, наткнулась на скомканное чёрное платье, то самое платье из "Сабрины". А дальше изложила не очень приятную историю, в которой досталось и Хепбёрн, и Живанши. Мол, якобы всю историю придумала Одри, которая хотела получать от парижского кутюрье костюмы бесплатно. И что Хэд всё сделала сама, а Живанши ей ничего не присылал... Но ей всё равно. Мол, высокая мода годами копировала её труды, так что уж теперь злиться.

Кадр из фильма "Сабрина", 1954
Кадр из фильма "Сабрина", 1954

Однако со временем она всё-таки призналась в обмане. Не смущаясь. "Я солгала. Ну и что? Если бы я купила свитер в универмаге, мне пришлось бы и универмаг указывать?" По версии одного из биографов, ей было обидно признавать, что автор всех роскошных нарядов – Живанши, а она ответственна только за самые скромные костюмы...

Тогда, сразу после выхода фильма, Живанши повёл себя как истинный джентльмен – смолчал и никак не прокомментировал ситуацию публично. И только много лет спустя, после смерти Эдит Хэд (в 1981), признался, как обстояли дела.

Сценарист "Сабрины" сказал однажды так: "То, как Одри выглядела в этом фильме, оказало влияние на все роли, которые она сыграла впоследствии. Можно сказать, что если бы она не поехала тогда в Париж, она никогда бы не получила роль в "Завтраке у Тиффани".

Но об этом - в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!