Найти тему
Юлия Боровская

Идеальная экранизация компьютерной игры - миф или реальность? Часть 1.

Компьютерные игры сейчас - это метаискусство, где нарратив переплетен с геймплеем и дизайном. Вдохновением для компьютерной игры может стать миф, книга, комикс, кино.

Нередко происходит и наоборот. Сегодня я хочу поразмышлять, что же бывает, когда киноделы берутся за экранизацию компьютерных игр.

Очень часто студийные боссы плюют на сеттинг самой игры, пытаясь выкатить что-то свое оригинально-претенциозное. И забывают, что как раз этого-то делать и не надо!

Кадр из игры Assassin's Creed II
Кадр из игры Assassin's Creed II

Взять хотя бы недавний "Кредо убийцы" (Assassin's Creed). В фильме рассказывается история ассасина Агеляра, действовавшего в Испании в 1492 году. Параллельно рассказывается история его потомка Каллума Линча из 21 века. Казалось бы, все как в игре - параллельное повествование, завязанное на поисках некоего артефакты, которым хотят завладеть злые тамплиеры. Но проблема в том, что в игре основное внимание уделялось событиям прошлого, а в фильме - событиям настоящего. Из-за этого рушится динамика, а зритель не получает ни увлекательного приключения, ни внятного конспирологического триллера (тем более что главный герой почти все время сидит в своеобразной тюрячке).

Проблема неудавшегося приключения - в экшне. Серия про ассасинов - это всегда завязанный на вертикали геймплей: герой постоянно находится сверху, он залезает на здания, пикирует с высоты на врагов. В фильме из этого многообразия оставили только сцены с паркуром и прыжок веры. Сцены с паркуром, кстати, хороши. Но ассасины же - шпионы, в играх много миссий, где герою надо скрытно что-то узнать. И этого нет. Зато есть сцена с погоней за каретой по пыльным испанским пустошам. Эта сцена плоха, потому что отдает Red Dead Redemption, то есть вестерном, а не игрой про убийц, таящихся в тени.

Если приключения и экшон запихнули в прошлое, то всю конспирологию решили впихнуть в современность. Закроем глаза на отвратительный Анимус (помним, что студийные боссы решили создать нечто самостоятельное и претенциозное). Но опять не справились с задачей. Все серое, унылое, с мрачной цветокоррекцией. И абсолютно нелогичное. То есть тамплиеры нашли энное количество ассасинов, которые есть машины для убийства, свезли их всех в одно место, обращались с ними, как с животными, пробуждали всеми силами в них ненависть - и выпускали гулять группками в местный тюремный дворик. Что же может пойти не так?

И есть еще один момент, в котором киноделы решили проявить самостоятельность. Это философия.

Да, в игре Assassin's Creed есть философия. Заключается она во фразе "Ничто не истинно, все дозволено". Каждая игра серии смотрит немного по-разному на эту фразу, но в целом все главные герои приходят к мысли, что мера дозволенности определяется последствиями твоих действий. А в фильме от этой глубокой мысли не остается и следа. Зато по мифологии фильма ассасины якобы все потенциальные маньяки-убийцы.

Игра исследовала тему средств для достижения цели, а в фильме этого нет ни в исторической, ни в конспирологической частях.

Мне могут возразить, что фильм Кредо Убийцы - это сугубо коммерческий продукт. И я соглашусь. Я не наивна и понимаю, что блокбастеры создаются с целью заработать деньги. Но есть разница между тупым выбиванием бабала и уважением к зрителю и фанату. Этот фильм не уважет зрителя, потому что в нем весь конфликт сводится к тупому противостоянию добра со злом, при этом это не киновселенная Marvel. Этот фильм не уважает фаната, потому что слишком далеко ушел от идей и сеттинга оригинала. Мне кажется, создатели фильма даже толком в игры не поиграли, а просто прочитали мануал, как проходить миссии.

Кредо Убийцы - это идеальный пример, когда создатели далеко ушли от оригинала и провалились по всем пунктам. Но есть пример, когда киноделы ушли от оригинала еще дальше - и у них получился отличный фильм. Но об этом в другой раз.