Найти тему
Kostarika

Stand up комики о платном КВН, цензуре и белорусской публике, которая «компетентно» учит

Stand up комики Женя Буракевич и Степан Манкевич рассказали в эфире радио «Ранак» о тонкостях профессии юмориста и о том, что шутками можно заработать даже в Беларуси.

Про  карьеру

Степан: В своё время я плотно занимался КВН, сначала школьным, а затем и студенческим. Пришло время, выросли усы, борода и я понял, чтобы заниматься юмором – не обязательно платить деньги, а можно наоборот зарабатывать.

Женя: У меня всё точно так же.

Женя: Чтобы тебя узнавали, нужно чаще выступать, и потом на тебя же ходили. Некоторые уезжают в Москву за славой. Но таких людей можно пересчитать по пальцам.

Степан: Нет. Если говорить про белорусов, которые занимаются юмором за границей, их огромное количество. Такие, как Вадим Галыгин, Слава Комиссаренко, Иван Усович. Плюс есть огромное количество ребят, которые работают в тени. Они авторы огромного количества сериалов.

Про направление шуток

Степан: Это одна из главных задач, определится, кто ты на сцене. Мы на самом деле уже четыре года в юморе, но ещё до конца не поняли.

Женя: По этому поводу хорошо высказался один западный комик (настолько известный, что я даже подзабыл его фамилию). Мысль была следующая: ты человек того возраста, сколько занимаешься комедией. То есть, если на сцене четыре года, то ты ещё малыш и только научился говорить. Когда занимаешься 10-15 лет, то появляются мысли.

Степан: Вообще, нельзя на сцене быть постоянно крутым. Каждое выступление – это либо победа, либо провал.

Женя: Всё становится понятно по реакции зала. А бывает и так, что вроде всем понравилось, а ты чувствуешь, что схалтурил.

Про зрителей

Степан: У нашей белорусской публики есть черта – они пытаются всё оценить. Неважно просили вас это делать или нет. У нас на протяжении недели в разных заведениях запланированы концерты, где выступаем бесплатно. То есть люди пришли хорошо скоротать время, а на протяжении вечера на сцене появляются люди, которые делятся шутками и эмоциями.

Женя: На таких выступлениях мы обкатываем новый материал. И, по сути, зритель ничего от этого не должен ждать.

Степан: Но в итоге ты всегда слышишь «компетентное» мнение окружающих. Тебе стараются дать совет, хотя люди не имеют к юмору никакого отношения.

Первое выступление за деньги

Женя: Меня как-то пригласили выступать в Минск и пообещали оплатить дорогу из Гомеля. Тогда это были ещё «тысячи», и билет стоил где-то около 55 тысяч. После выступления организатор дает мне 70 тысяч, я отвечаю, что сдачи нет, тот ответил и не нужно. Вот так я заработал за выступление целых 15 тысяч. Это по тогдашнему курсу где-то два доллара.

Степан: Я повторюсь, что начинал карьеру с КВН, и тогда нужно было отвозить определенную сумму для участия в выступлениях. А потом начался стендап. Сейчас этим можно заработать на жизнь. В Беларуси можно получить среднюю зарплату, выступая на сцене в качестве юмориста.

Женя: Но нужно понимать, что деньги будут не сразу, даже не через полгода. Это риск и несколько лет придется положить.

Степан: Конечно, есть люди, которые совершают прорыв практически с первого выступления. И первое, что некоторым приходит на ум «наверное, это не его материал».

Женя: Скорее всего, так и бывает. (шутка)

Про цензуру и зал

Степан: Никакой цензуры на самом деле нет, ты волен говорить со сцены всё, что хочешь. Ответственность несёшь тоже только ты.

Женя: Идеальный зал, когда люди пришли послушать тебя, то есть на комедию. А не та ситуация, когда ты пришел в кальянную и просишь отложить кальяны и послушать тебя.

Про мат

Женя: Как сапожники со сцены не материмся, но в оправданных моментах, когда это необходимо, чтобы показать жизненность ситуации – да.

Степан: Выступления в барах и кабаках подразумевают под собой определенный уровень жесткости.

Про медийность

Степан: У белорусской публики есть критерий оценки качества юмора – если ты засветился на телеканале ТНТ, значит хороший юмор, но это далеко не так. Я уже почти пять лет в жанре стендап, ни разу не был в телевизионном эфире, но это не мешает мне регулярно гастролировать. Например, мы белорусским составом собираем вечеринки в Киеве, на которые приходят по пятьсот человек зрителей. Мы выступали в Вильнюсе, Таллинне.

Как писать шутки

Степан: Чёткой формулы нет. У каждого комика есть блокнот (показывает телефон) и в нем заметки. Ты постоянно ищешь парадоксы, записываешь или надиктовываешь мысли. Есть комедия наблюдения, есть та, что направлена на себя. Есть комедия абсурда. Самая благодатная почва – политические комики. Потому что пока комик из комедии наблюдения крутит в руках банку с кетчупом и думает, что про нее рассказать, политики работают над созданием юмористического контента.

Стендап и девочки

Женя: У меня не было прецедентов, чтобы подкатывали девочки до или после выступления. Но они приходят послушать стендап и это самая благодарная аудитория. Парни более сдержанные, а вот девочки могут и повизжать, и громко поаплодировать.

Совет

Женя: Посмотрите юмористический сериал «Удивительная миссис Мейзл». Качественный юмор и абсолютно не пошлый.