Кто бы 50 лет назад сказал парням с «Металлки», что их хорошего знакомого, гитариста группы «Импульс» Сергея Ярушина в начале XXI века будут величать не иначе как «отец того самого Стаса из «Универа», - не поверили бы. И в лоб бы еще дали (ребята с челябинского завода металлоконструкций, они такие): какой-такой КВН? какой «Универ»? Вот «Импульс» - это наши, Серегу знаем, он песни сочинял, а мы танцевали!
Но факт остается фактом: в 70-х годах прошлого века Сергей Ярушин был популярен в Ленинском районе Челябинска, а его сын Стас Ярушин, звезда команды КВН «ЛУНа» и сериала ТНТ «Универ», сейчас популярен по всей России. C’est la vie, но важно, чтобы слава сына не заставила челябинцев забыть вклад в рок-н-ролльную культуру города отца.
…В свингующем Лондоне активно соперничали друг с другом, делясь при этом творческими задумками, Beatles и Rolling Stones. В Сиэтле конкурировали, кто интереснее сыграет гранж, Nirvana и Soundgarden. В Ленинграде парой друзей-соперников пробивались к успеху у публики «Аквариум» и «Зоопарк», а в Свердловске - вечно воюющие друг с другом с пользой для собственного развитияа «Трек» и «Урфин Джюс». Была ли такая творческая пара друзей-конкурентов в Челябинске? Да! Она почти сложилась в начале 70-х, когда рвался вперед безусловный лидер – «Ариэль», но в спину ему дышал, вынуждая совершенствоваться в своем творчестве, еще один популярный челябинский ВИА – «Импульс». Сложилась и… разложилась. Так вот как у Джона и Мика или у БГ с Майком, у двух Ярушиных - Валерия и Сергея - посоперничать по-настоящему не получилось…
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С BEATLES
- Однажды я услышал, как парни во дворе школы № 46 играют на гитарах Beatles и поют на английском языке, - рассказывает Сергей Ярушин. - Меня конкретно смыло... Я даже не думал тогда, что начну играть, но от битловского гитарного звучания крышу сорвало капитально. И если до 6-го класса я был отличником – мама же завуч, и даже 8-й благополучно завершил без троек, то в 9-м начались проблемы. Школу я окончил с огромным трудом, и иного интереса, кроме как заниматься музыкой, у меня вообще не было. К 10-му классу я уже прилично бренчал на гитаре, подбирал мелодии с лету – выяснилось, что у меня нормальный слух. Мы жили в одном доме с Павликом Малюкой – будущим бас-гитаристом челябинского ансамбля «Сплав». У обоих были гитары, а потом по просьбе его мамы на ЧТПЗ для нас сделали усилитель. Пять ватт, тяжелая такая коробка, мы подключали к нему гитары и играли, даже «Yesterday» как-то на школьной сцене исполнили. Потом на школьном туристическом слете я познакомился с Колей Долговым, в его компании уже был клавишник – Андрей Пихуля и барабанщик Женька Орешкин. И в мае 1971 года мы объединились в группу «Резонанс». Начали делить инструменты - кто на чем играть будет. Долгов, у которого от природы были обалденные вокальные данные, само-собой, поет и играет на соло-гитаре, я – второй гитарист, на ритм-гитаре. И тут мы выяснили, что в ансамблях, оказывается, есть еще и бас-гитара, именно поэтому они так мощно звучат. Постановили: «Пашка, будешь играть на бас-гитаре». «А где ее взять?» – спрашивает Малюка. «А хрен его знает», - отвечаем мы. И тогда Пихуля с Долговым за день смастерили бас-гитару из какой-то доски. Я не утрирую, даже фото есть, где видно эту самодельную бас-гитару со струнами от контрабаса. Самое интересное, что она как-то играла при этом, все по-взрослому.
Клавишник школьного ВИА Андрей был сыном директора завода металлоконструкций. Который пристроил беспокойных друзей играть на танцах в ДК ЗМК. 16-летние школьники начали выступать перед приходящими потанцевать рабочими с «Металлки» и каждый такой вечер приносил юным музыкантам по червонцу. Для тех времен и того возраста – деньги огромные. Но Ярушин и компания уверяют, что они бы и бесплатно играли, так нравилось им это дело. Рвение школьников оценили, и команду с Ленинского в сентябре 1971 приглашают в главный центр досуга района – ДК ЧТПЗ. Причем раньше во дворце культуры трубников уже репетировал ВИА, носивший название «Импульс». Название по наследству досталось и группе Ярушина, "Резонанс" превратился в "Импульс".
- Начинали мы тогда, как и все челябинские музыканты, с каверов, по челябинской же моде придумывая к западным мелодиям собственные слова, - рассказывает лидер «Импульса». Был и отечественный репертуар. Однажды по великому блату оказались на репетиции приехавшего в Челябинск ансамбля «Поющие гитары» с Юрием Антоновым. Среди прочих песен они репетировали тогда композицию «Стой, не стреляй, солдат!», и нас очень зацепило. Мы ее запомнили и уже вечером исполняли на танцах в ДК ЧТПЗ. А еще каждое воскресенье выходила в эфир радиопередача «Запишите на ваши магнитофоны» - мы слушали, записывали и тут же пытались повторить понравившиеся мелодии, сочиняя при этом свои слова. Таким образом в репертуаре «Импульса» появилась песня «Порт» польской группы Trzy Korony, причем одновременно с нами кавер с русским текстом на эту вещь сделал и ансамбль «Ариэль»! Мой тезка Валерий Ярушин написал: «Порт стоит столетний, огоньки мигают…», а у нас было: «Порт днем и ночью устали не знает…». Потом к моей однокласснице приехал родственник и привез диск польской группы Czerwone gitary. Мы и оттуда наковыряли песен. А раз музыканты нашего поколения в Челябинске, по большому счету, слушали одну и ту же музыку, то и «Ариэль» тоже с этого диска исполнял вещицу, опять же со своим текстом - «Проснись, весна», известный их хит. Еще нам попалась пластинка шикарной венгерской группы Locomotiv GT - на обложке фотография музыкантов с длинными волосами. Такой дикий восторг! Мы у венгров содрали две или три песни, русские тексты я писал. Слава богу, этот диск как-то прошел мимо «Ариэля»… Зато с битловского "Белого альбома" мы опять вместе материал снимали, «ариэлевец» Каплун поет «Ob-La-Di, Ob-La-Da», а у нас в «Импульсе» Коля Долгов «Oh, Darling» выводит. Исполняли еще харрисоновскую «Something» и многие другие. В этом соревновании «Ариэль» нас добил окончательно, когда они тоже пришли репетировать в ДК ЧТПЗ и нас морально убрали.
«Ариэль» тогда был ВИА № 1 Челябинска, работал на очень солидном уровне и готовился к всесоюзному фестивалю «Серебряные струны». После победы в Горьком группа Валерия Ярушина переехала в более престижный «центровой» ДК ЖД. На прощание Валерий Ярушин показал Сергею свой фирменный прием, как струны на бас-гитаре подтягивать. Но «Импульс» уже не нуждался в опеке, к тому моменту полгорода распевало хит Сергея Ярушина «Ты и я».
- Я за эту вещь даже гонорар получил, - улыбается Сергей Ярушин. - Когда уже служил в армии, выяснилось, что Всесоюзное агентство авторских прав (ВААП) разыскивает автора песни. Причем запрос пришел на более известного челябинского Ярушина - Валерия, но лидер «Ариэля» честно сказал, что это песня «Импульса», и переслал бумаги мне в армию. Однажды к нам в армейский оркестр прибыло пополнение из Сибири, приходит парнишка и говорит: «Сейчас исполню вам песню, которую играют во всех кабаках Новосибирска». И начинает петь: «Кто знал, что вот так все когда-нибудь случится…». Я сидел на большом барабане и чуть с него не упал: это ж надо, мою песню поют в другом городе! С «Ты и я» был еще один смешной случай. В 1982 году я закончил исторический факультет ЧГПИ, сидим на выпускном вечере в «Уральских пельменях», пьем за здравие наших педагогов, за дипломы, а на сцене выступает оркестр Георгия Анохина. И вдруг музыканты заиграли «Ты и я», причем не так, как исполнял «Импульс». Ну и я, будучи не совсем трезвым (хотя обычно я скромный), подхожу прямо к сцене и говорю Анохину: «Знаете, вы эту песню играете неправильно». И уважаемый челябинский джазмен, не повернув головы, молвит свысока в мою сторону: «А кто со мной разговаривает?» – «А разговаривает с вами автор этой песни». Мне потом ужасно стыдно было, настолько себя жлобом утром почувствовал, ну чего полез выеживаться?
СОРВАВШАЯСЯ ГАСТРОЛЬ
«Ариэль» закрепил свой всесоюзный успех после того, как победил на музыкальном фестивале «Янтарь Лиепаи», где встретил своего первого продюсера – Раймонда Паулса. Той же дорогой годом позже решил отправиться и «Импульс». Латыши еще помнили культурный шок от гремевшего на берегах балтийского моря уральского прогрессив-фолка, поэтому «Импульс» встречали очень уважительно: «О, Челябинск? А, город «Ариэля»? О, ребята!». В Лиепае над уральцами взял шефство местный музыкант, бас-гитарист Валдис. Ему прямо в гостинице «Импульс» грянул буквально вчера разученную латышскую народную песню и своим мощным пятиголосием просто сбил прибалта с ног.
- Надо отдать должное Коле Долгову: человек не имел музыкального образования, но был невероятно одаренным, расписывал все по ноткам, - рассказывает Сергей Ярушин. - Когда спели, Валдис сказал, что если мы и завтра так выступим во время фестивального концерта, то первое место нам обеспечено. Но до участия в конкурсной программе фестиваля нас не допустили. Мы ведь из Челябинска, как и «Ариэль», поехали на свой страх и риск, без официального направления. Только команде Валерия Ярушина выступить повезло, а группе Ярушина Сергея и Долгова Николая – нет. Видимо, какая-то команда сверху поступила – «несогласованных» артистов не брать. Фокус, который удался годом раньше у «Ариэля», у «Импульса» не прошел.
Вернувшихся не солоно хлебавши музыкантов в суровом Челябинске ждал скандал: как вы смели поехать без спроса?! В ДК ЧТПЗ группу больше не пустили, назвали предателями. И это был закат музыкальной жизни ВИА «Импульс». Николай Долгов ушел играть в ресторан. Сергея Ярушина призвали в армию. Лидеры коллектива какое-то время переписывались, даже умудряясь дистанционно сочинять песни. Это сейчас просто, забил в компьютер болванку и выслал аудиофайл электронной почтой. В 70-е годы Долгов, придумав мелодию, записывал ее на катушечный магнитофон, вырезал кусок ленты, наматывал ее на сложенный лист бумаги (!) и в обычном почтовом конверте отправлял в воинскую часть, где проходил службу Сергей Ярушин. Тот искал в армейском клубе магнитофон, заряжал в него пришедшую из Челябинска пленку, слушал и придумывал слова.
НА «СТАРТ»!
После дембеля пути Долгова и Ярушина разошлись окончательно. На какое-то время Сергей с музыкой завязал, играя в городских футбольных и хоккейных командах и песен не сочиняя. Затем была работа на ЧТПЗ, учеба на истфаке пединститута, труд учителем истории в ПТУ № 10. Именно там музыка снова взяла свое. Вместе со своими учениками из ПТУ Сергей Ярушин собирает ВИА со звучным названием «Старт».
– Мы начали играть с конца 1979 года, купили хорошие гитары, кое-какой репертуар у нас был, - вспоминает Ярушин. - По старой памяти меня снова позвали в ДК ЧТПЗ, мы опять там стали выступать на танцах, и постепенно сформировался коллектив. Я как-то шел мимо стадиона «Восход» и там увидел надпись: «Все на старт!» О, думаю, готовая реклама для нашей группы. Так и назвались.
На гитаре в «Старте» играл Павел Мизрахи, на клавишах – Алексей Баукин, один из сильнейших в Челябинске инструменталистов, вскоре прославившийся в составе группы «Томас Гавк». Репертуар составляли песни Ярушина и кавера, куда без них на танцевальных вечеринках. Группа начала набирать популярность и активно ездить с концертами по региону.
Один из хитов ВИА "Импульс". Челябинский коллектив старался играть веселую и жизнерадостную музыку
- Опыт гастрольной работы по городам области я еще с «Импульсом» приобрел, в 73-м году, - рассказывает Ярушин, - мы тогда проехали с концертами Верхний Уфалей, Сатку, Касли другие города. Тур организовал наш менеджер Малхаз Гачечиладзе, мы недели две-три ездили, для нас по тем временам это было здорово. Программа строилась следующим образом: час – концерт, полчаса – перерыв, а потом играли танцы. И деньги получали! Со «Стартом» гастроли были менее удачные, однажды позвали в Ашу на какое-то мероприятие, всего наобещали, мы отработали концерт - ни копейки не получили, еле уехали в Челябинск. Это на изломе десятилетий уже было, деятели от комсомола начинали так бабки зарабатывать, кидать стало в порядке вещей. И я решил завязать с музыкальной карьерой.
После распада «Старта» Ярушин ушел из системы профтехобразования в свой небольшой бизнес. А в 1995 году волею судеб оказался вновь в родной школе № 46. Сначала занимался с кавээнщиками, актерский состав команды КВН «ЛУНа» был наполовину сформирован из воспитанников Ярушина. Сейчас на канале «ТНТ» работают шесть его выпускников: сын Станислава – актер, остальные ребята пишут сценарии к «Универу». Диалоги к сериалу «СашаТаня» сочиняют тоже «ярушинцы» Алексей Иванов и Максим Шкаликов.
ХИТ ИЗ «УНИВЕРА»
- Когда снимался «Универ» режиссеру понадобилась по ходу сюжета лирическая любовная песня, - говорит Сергей Ярушин. – Мой Стас исполнял одну из главных ролей и продюсер спросил, какую композицию он может спеть. А сын немедленно ответил: «У моего бати есть крутая песня всех времен и народов». Исполнил «Ты и я», им понравилось. Сын мне потом звонит: «Батя, смотри серию, там твоя песня будет». Между прочим, я контракт подписал, хоть и ни копейки по нему не получил. А сумма на фоне школьной зарплаты и моей пенсии нормальная была… Но я к этому делу всегда спокойно относился. У меня есть поговорка: «Я не обеднею, вы не разбогатеете, а Боженька-то галочку поставит!». Стас, когда с Валей Арнольдом делали поп-проект «ТуМан», тоже использовал мои авторские вещи, и тоже что-то на телик попало. Еще я – автор гимна Ленинского района. И в музыкальном приложении «Звуки праздника» к курганскому журналу «Чем развлечь гостей» публикуются мои песнюшки. Журнал купил у меня, боюсь соврать, песен 50 - 60. Помимо этого, я написал на заказ около 20 гимнов. Последним на данный момент стал гимн новой школы № 148. Мною же написан гимн профсоюзов педагогических работников Челябинской области, гимн завода металлоконструкций, гимн работников культуры, с десяток гимнов для школ. Еще мне заказывали гимн «100 лет автомобильным войскам» – сейчас это неофициальный гимн бронетанковых войск России.
Песня из современного телесериала, сочиненная "Импульсом" еще в 70-е годы. Сын за отца отвечает!
Камбэк некогда популярного в Челябинске, но не реализовавшего свой творческий потенциал «Импульса», увы, невозможен. Николай Долгов умер, а без его фирменного голоса музыканты не видят смысла собираться вновь. Концертные записи ВИА свел и издал в виде альбома челябинский аудиофил и коллекционер Павел Павлов. Сергей Ярушин продолжает трудиться в обычной средней школе. Ученики которой знают не только Стаса из «Универа», но и его отца – героя музыкального Челябинска 70-х.