Найти тему

Звёздный корабль

Есть машины, совершенство форм которых неизменно поражает воображение. В авиации есть поговорка: красивый самолёт и летает хорошо. Beechcraft Starship - один из таких удивительно красивых самолётов. Расскажем о яркой - пусть и недолгой - истории "звездного корабля".

В 1979 американское предприятие Beechcraft - один из лидеров в авиационной индустрии самолетов общего назначения, начало проработку новой машины. Новый самолет должен был придти на смену очень удачной и заслуженной серии турбовинтовых King Air.

Beechcraft Super King Air
Beechcraft Super King Air

Новый самолет должен был превосходить предшественника по скорости, вместимости и дальности. Здесь Beechcraft решают рискнуть и сделать что-то совершенно новое и революционное в этом классе. А для этого приглашают в качестве разработчика новой машины известное своими новаторскими разработками предприятие Scaled Composites Берта Рутана (если кто-то позабыл, в 2004 году Scaled Composites запустили первый в истории частный космический корабль).

Берт Рутан, совершивший в 1986 году первый в истории кругосветный полет без посадки и дозаправки (на самолете Voyager собственной разработки) - как авиаконструктор не терпел тривиальных конструкционных решений. В частности, он пришел к твердому убеждению, что наилучшая аэродинамическая схема самолёта- это "утка" и "бесхвостка", а лучшее расположение винта - толкающий. Такая компоновка самолетов стала его фирменным конструкторским почерком.

Rutan Long-EZ, построено около 700 машин.
Rutan Long-EZ, построено около 700 машин.

Убежденный сторонник применения композитных материалов в авиации (а в то время это было делом новым), Рутан начал проектные работы над новым самолетом именно с прицелом на широкое использование углепластиков. Придерживаясь своего фирменного стиля, он выбирает для Beechcraft Starship аэродинамическую схему утки с толкающими винтами.

-4

Аэродинамика схемы "утка" (то есть с передним горизонтальным оперением) имеет ряд безусловных достоинств. Во — первых, меньшую нагрузку на единицу площади крыла. Во — вторых, почти полное отсутствие сваливания, то есть войти в неуправляемый плоский штопор самолет практически не может. Это объясняется тем, что при потере скорости или большом угле атаки срыв воздушного потока происходит прежде на переднем горизонтальном оперении (ПГО), и самолет слегка опускает нос, предотвращая срыв потока на основном крыле, и в этом смысле самолёт сам выполняет действие пилота при признаках сваливания и потери скорости : "нос вниз, на разгон". Самолеты, построенные по этой схеме, имеют лучшие характеристики грузоподъёмности на единицу площади крыла и маневренности по тангажу. Есть у утки и свои недостатки, конечно, но Рутану они кажутся несущественными.

-5

Итак, рули высоты располагались на переднем оперении, рули направления- на законцовках крылев. Два турбовинтовых двигателя с толкающими винтами (для снижения шума в кабине) дают крейсерскую скорость до 600 км/ч. Самолет перевозит до 6 человек на дальность до 2800 км. Испытания прототипа прошли полностью успешно.

Толкающие винты и небольшой вертикальный киль
Толкающие винты и небольшой вертикальный киль

-7

Кабина уже стеклянная, правда еще на кинескопных трубках.
Кабина уже стеклянная, правда еще на кинескопных трубках.

После получения летного сертификата в 1983 году началось серийное производство.

Здесь началось самое интересное. Продажи самолета шли очень вяло. Казалось бы, новая, красивая, с отличными характеристиками машина - и за три года продано только 11 штук? Причины?

Во-первых, налог на роскошь, введенный в 1980х, и общий экономический спад. Затем - неразумно выбранная ценовая политика: самолет продавался по 3.9 млн. долларов. Столько же стоили более быстрые и высотные бизнес- джеты Cessna Citation и Lear 31. Фирма пытается стимулировать продажи передачей машин в лизинг: толку мало. В итоге после производства 50 штук выпуск прекращается в 2005. Проект оказывается финансовым провалом.

Интересно, что ни один "звездный корабль" не потерпел катастрофы или серьезной аварии, а отзывы владельцев были отличные. Часть машин летает и сейчас.

Согласитесь, красивая машина.

-9

На моем канале Вы также можете прочесть о других интересных летательных аппаратах- например:

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Вертолет в рюкзаке

Реактивный кукурузник

Синхроптер: танец с саблями

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.

Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Или о гидросамолётах на Шри-Ланке

Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.

Еще раз спасибо за просмотр!

Возможно, Вы захотите поддержать канал: