Есть машины, совершенство форм которых неизменно поражает воображение. В авиации есть поговорка: красивый самолёт и летает хорошо. Beechcraft Starship - один из таких удивительно красивых самолётов. Расскажем о яркой - пусть и недолгой - истории "звездного корабля".
В 1979 американское предприятие Beechcraft - один из лидеров в авиационной индустрии самолетов общего назначения, начало проработку новой машины. Новый самолет должен был придти на смену очень удачной и заслуженной серии турбовинтовых King Air.
Новый самолет должен был превосходить предшественника по скорости, вместимости и дальности. Здесь Beechcraft решают рискнуть и сделать что-то совершенно новое и революционное в этом классе. А для этого приглашают в качестве разработчика новой машины известное своими новаторскими разработками предприятие Scaled Composites Берта Рутана (если кто-то позабыл, в 2004 году Scaled Composites запустили первый в истории частный космический корабль).
Берт Рутан, совершивший в 1986 году первый в истории кругосветный полет без посадки и дозаправки (на самолете Voyager собственной разработки) - как авиаконструктор не терпел тривиальных конструкционных решений. В частности, он пришел к твердому убеждению, что наилучшая аэродинамическая схема самолёта- это "утка" и "бесхвостка", а лучшее расположение винта - толкающий. Такая компоновка самолетов стала его фирменным конструкторским почерком.
Убежденный сторонник применения композитных материалов в авиации (а в то время это было делом новым), Рутан начал проектные работы над новым самолетом именно с прицелом на широкое использование углепластиков. Придерживаясь своего фирменного стиля, он выбирает для Beechcraft Starship аэродинамическую схему утки с толкающими винтами.
Аэродинамика схемы "утка" (то есть с передним горизонтальным оперением) имеет ряд безусловных достоинств. Во — первых, меньшую нагрузку на единицу площади крыла. Во — вторых, почти полное отсутствие сваливания, то есть войти в неуправляемый плоский штопор самолет практически не может. Это объясняется тем, что при потере скорости или большом угле атаки срыв воздушного потока происходит прежде на переднем горизонтальном оперении (ПГО), и самолет слегка опускает нос, предотвращая срыв потока на основном крыле, и в этом смысле самолёт сам выполняет действие пилота при признаках сваливания и потери скорости : "нос вниз, на разгон". Самолеты, построенные по этой схеме, имеют лучшие характеристики грузоподъёмности на единицу площади крыла и маневренности по тангажу. Есть у утки и свои недостатки, конечно, но Рутану они кажутся несущественными.
Итак, рули высоты располагались на переднем оперении, рули направления- на законцовках крылев. Два турбовинтовых двигателя с толкающими винтами (для снижения шума в кабине) дают крейсерскую скорость до 600 км/ч. Самолет перевозит до 6 человек на дальность до 2800 км. Испытания прототипа прошли полностью успешно.
После получения летного сертификата в 1983 году началось серийное производство.
Здесь началось самое интересное. Продажи самолета шли очень вяло. Казалось бы, новая, красивая, с отличными характеристиками машина - и за три года продано только 11 штук? Причины?
Во-первых, налог на роскошь, введенный в 1980х, и общий экономический спад. Затем - неразумно выбранная ценовая политика: самолет продавался по 3.9 млн. долларов. Столько же стоили более быстрые и высотные бизнес- джеты Cessna Citation и Lear 31. Фирма пытается стимулировать продажи передачей машин в лизинг: толку мало. В итоге после производства 50 штук выпуск прекращается в 2005. Проект оказывается финансовым провалом.
Интересно, что ни один "звездный корабль" не потерпел катастрофы или серьезной аварии, а отзывы владельцев были отличные. Часть машин летает и сейчас.
Согласитесь, красивая машина.
На моем канале Вы также можете прочесть о других интересных летательных аппаратах- например:
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Вертолет в рюкзаке
Реактивный кукурузник
Синхроптер: танец с саблями
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.
Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Или о гидросамолётах на Шри-Ланке
Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.
Еще раз спасибо за просмотр!
Возможно, Вы захотите поддержать канал: