Александр Владимирович Момот (b. 1971) — гитарный мастер из Харькова. Ссылки на его ресурсы вы найдёте в конце публикации, а далее — текст эксклюзивного онлайн интервью с ним.
В чём преимущества мастерового, "единичного" инструмента перед серийным?
Любой мастеровой инструмент — это всегда совместная работа мастера и заказчика. Исходя из этого тезиса, можно сказать, что мастеровой инструмент изготовлен индивидуально, с учетом личных предпочтений заказчика, а это значит, что гитара будет удобна в использовании именно человеком, для которого она изготавливалась.
В последние годы (десяток-другой лет) появилось огромное количество брендов и моделей серийных гитар, в самых различных ценовых диапазонах, вплоть до весьма дорогих. Как вы думаете, являются ли такие гитары прямыми конкурентами мастеровым гитарам? Есть ли какие-то негативные моменты во всём этом?
Не смогу ответить на этот вопрос однозначно. Бывает по-разному. Мне приносили в ремонт очень приличные фабричные гитары, как по качеству изготовления, так и по качеству звука (мощность, сустейн, баланс), сравнимые по этим показателям с мастеровыми инструментами. Хотя, конечно стоит сказать, что фабричные гитары всё же более ориентированы на широкий круг потребителей и в индивидуальности отстают от мастеровых инструментов.
Что же касается конкуренции между мастеровыми и фабричными гитарами, а заодно и конкуренции между мастерами, то я склонен считать, что здесь, как в поговорке про сыр: чем больше сыра, тем больше дырок, чем больше дырок, тем меньше сыра… и так далее. На каждую книгу всегда найдется свой читатель, так и для каждой гитары найдётся свой гитарист. Я хочу сказать, что количество всё же переходит в качество, и здесь уже сложно понять, что первично, спрос порождает предложение или наоборот.
Для меня совершенно очевидно, что количество производителей гитар связано с интересом музыкантов к гитаре вообще, и это всегда взаимовыгодно. Чем выше популярность гитары, тем в большем выигрыше все заинтересованные лица. Так что никакого негатива, только позитив :-)
На что должен в первую очередь обращать внимание покупатель мастерового инструмента? Как вообще правильно покупать мастеровой инструмент? (ваши советы гитаристам)
Я всегда сначала смотрю на внешний вид. Смотрю, как сделан инструмент, насколько аккуратен мастер, изготовивший её. Ведь качество изготовления музыкального инструмента — это отражение состояния души мастера. Сейчас вспомнил высказывание одного мастера, не могу вспомнить кого именно, о том, что «девяносто процентов звука гитары — это её внешний вид». И вот, знаете, через десятки лет после того, как я услышал это утверждение впервые, я вновь соглашаюсь с ним.
Наверное, мне не стоит говорить о том, кому как совершать свои покупки, и гитар в частности. Это очень индивидуально. Вариантов приобрести приличную гитару сейчас очень много. Повторюсь, так как считаю, что это стоит того, а именно то, что изготовление заказной гитары — это всегда совместная, творческая работа мастера и заказчика. Вы — команда, и у каждого свои функции. Мастер реализует замысел заказчика, сделав его своим замыслом, заказчик ждёт. И хоть лично я не люблю, когда заказчик пытается настойчиво контролировать процесс изготовления, и стараюсь держать дистанцию, мне важно знать, что заказчик не растерял свой первоначальный запал, который был в процессе заказа гитары.
Между заказом и получением гитары может пройти от полугода до года, и для меня важно, чтобы отдавая заказ, я видел, что мой заказчик — серьёзный человек, а не «бабочка однодневка», и гитара ему нужна прямо сейчас. Важно знать, что гитара не просто лежит в футляре или висит на стене, а на ней играют. Будьте верны себе, будьте верны своему мастеру, не предавайте друг друга, заботьтесь друг о друге, заботьтесь о «вашей» совместной будущей гитаре, заботьтесь о «вашей» совместной гитаре настоящей.
Какой стандарт высоты струн над грифом для классических гитар? Как правильно измерить эту высоту у инструмента?
Насколько мне известно, своеобразным стандартом высоты струн над 12 ладом для классической гитары с синтетическими струнами можно считать высоту, равную 4 мм. Измерять эту высоту надо от верхушки лада до нижней части струны.
Поясню в двух словах, почему высота делается именно 4 мм. Профессиональному гитаристу нужен полный диапазон громкости гитары. Если струны опустить, например, до 3,5 мм, то на максимальной громкости струна может задевать за лады, и звук получится с дребезгом.
Высота струн влияет на длительность звучания нот, особенно это заметно на дискантовых струнах, и поэтому, хоть верха и можно опустить до 3 и даже до 2 мм над 12 ладом без появления дребезга, опытные гитаристы играют на достаточно высоких струнах (мне встречались до 6 мм над 12 ладом).
Впрочем, стоит отметить, что были и такие, кто просил сделать струны как можно ниже. Если же гитара в основном будет использоваться как учебный инструмент, для начинающего гитариста, тогда, конечно, все эти тонкости с длительностью и качеством звука начинающему будут непонятны, а большая высота струн будет мешать обучению. В таком случае есть смысл сделать минимально возможную высоту, объяснив, тем ни менее, что это временная мера и постепенно высоту придется увеличить как минимум до 3,5 – 4 мм.
Как новичку надёжно определить, верхняя дека массив или фанера? Если 100% способа нет, то хотя бы с какой-то вероятностью?
Для того, чтобы наверняка понять, из какого материала изготовлена верхняя дека гитары (фанера или массив), надо опустить в гитару лампочку или фонарик и посмотреть деку на просвет.
Иногда на срезе, в торце резонаторного отверстия можно увидеть структуру материала, из которого изготовлена дека.
Какие важнейшие вехи вашего личного профессионального становления и пути как мастера?
В профессию гитарного мастера я пришёл с несколько необычной стороны, а именно в последний год моего обучения в военном ВУЗе. В то время моя жизнь в Харькове сложилась таким образом, что мне посчастливилось познакомиться с моим учителем, Олегом Стефанюком.
Я говорю «посчастливилось» потому, что я не только познакомился с Олегом Стефанюком, а даже успел поработать в его мастерской, бок о бок с такими же, как я, начинающими мастерами, что и вдохновило меня развивать профессиональный навык в дальнейшем. Как я узнал позже, многим начинающим мастерам не хватает именно возможности погрузиться в мастеровую атмосферу.
Отвечая на вопрос о становлении меня как мастера, мне всегда приятно вспоминать отрывок из книги Р. Баха «Иллюзии»:
Когда-то на дне одной большой хрустальной реки стояла деревня, и жили в ней некие существа. Река безмолвно текла над ними всеми — молодыми и старыми, богатыми и бедными, хорошими и плохими, текла своей дорогой и знала лишь о своем собственном хрустальном "Я". И все эти существа, каждый по-своему, цеплялись за камни и тонкие стебли, росших на дне реки растений, ибо умение цепляться было у них основой жизни, а сопротивляться течению реки они учились с самого рождения. Но одно существо, наконец, сказало: «Я устал цепляться. И хоть я не вижу этого своими глазами, я верю, что течение знает, куда оно направляется. Сейчас я отпущу камень, и пусть оно унесет меня с собой. Иначе я умру от скуки».
Другие существа засмеялись и сказали: «Дурак! Только отпусти свой камень, и твое обожаемое течение так тебя перекувырнет да шмякнет о камни, что от этого ты быстрее помрешь, чем от скуки!» Но он не послушался их и, набрав побольше воздуха, разжал руки. И в тот же миг течение перекувырнуло его и ударило о камни. Однако, существо всё же не стало ни за что цепляться, и тогда поток поднял его высоко над дном, и о камни его больше не било. А существа, жившие ниже по реке, для которых он был незнакомцем, закричали: «Глядите, чудо! Он такой же как мы, однако, он летит!»
Приятно понимать, что именно так, как говорится в этой притче, со мной всё и происходило. Приятно, что первая часть притчи уже прожита, и я могу получать истинное удовольствие от полёта в творческом процессе. Пожалуй, осознание этого факта и явилось одной из самых значимых вех в становлении меня как мастера.
Пользуясь случаем, хочу публично поблагодарить мою жену, Ткаченко Марину Анатольевну, которая, без преувеличения, героически пережила все менее значимые для меня этапы становления гитарным мастером, за её поддержку и непосредственное участие в создании большей части наших гитар.
Чем вы занимаетесь сейчас?
Сегодня, сейчас в мастерской идет работа над созданием семи гитар, две из которых являются русскими семиструнными гитарами, и пять инструментов — с классической конструкцией.
Одна классическая гитара из кокоболо (Dalbergia retusa), с верхней декой из кавказской ели, изготавливается на продажу. Резонатор собран, гриф готовится к приклейке, основные части гитары изготовлены, а завершение работы с ней планируется на конец лета 2019 года. Остальные изготавливаются под заказ.
На моем сайте можно получить информацию о том, как сделать заказ на изготовление гитары, а также контактную информацию для связи. С удовольствием отвечу на все вопросы, присоединяйтесь!