Мусульманские государства привыкли жить роскошно. Султаны держали гаремы для телесных услад, их столы ломились от фруктов и пахлавы, и рядом всегда была прислуга, готовая умереть ради своего господина. Поэтому слава о богатстве этого восточного народа ну никак не могла не дойти до ушей викингов.
Севилья
Знакомство викингов и арабов началось в 844 году. Пограбив империю Франков, флот викингов направился в Бискайский залив к Северной Испании. Там они пограбили несколько мелких поселений, но столкнулись с большой силой астурийцев под командованием короля Рамиро I и знатно от них огребли. Пришлось викингам уносит ноги на свою временную базу, которая находилась где-то в Бискайском заливе.
Через несколько месяцев после первой экскурсии у берегов Лиссабона появился более мощный флот. 80 кораблей викингов в течение двух недель провели три морских сражения с арабами, после чего направились на юг к устью Гвадалквивира. Проплыв по реке в глубь страны, они встретили богатый город – Севилью, разграбили его и оккупировали. Однако оккупация затянулась, так как власти мусульманской Испании не ожидали такой внезапной дерзости и им потребовалось время, чтобы собрать силы для ответного удара. В конечном итоге викингов изгнали из города и преследовали, пока эмир Абд ар-Рахман II не разбил их в решающей битве. После этого он велел создать новый флот специально для отражения будущих норманнских набегов.
Эмир не остановился на этом и отправил своего посла по имени аль-Газаль собрать информацию о северных гостях. Тот описал земли викингов как прекрасный остров, на котором цветут пышные растения и обильные потоки рек стекают к морю. Историки до сих пор спорят, что он имел ввиду, Ирландию или Данию.
Гастинг и Железнобокий
До 859 года на Иберийском полуострове все было тихо-мирно, пока двое легендарных викингов не устремили туда носы своих дракаров. Это были Гастинг и Бьерн Железнобокий, и начали они также неудачно как и их коллеги 15 лет назад: астурийцы снова оставили викингов без добычи. Те вынуждены были плыть на юг и грабить мелкие прибрежные поселения. У побережья Гибралтара они попали в шторм, сбились с курса и высадились в Северной Африке. Пограбив и там немного, викинги вышли в море и направились к берегам Италии.
Гастинг и Бьерн были амбициозными ребятами, поэтому они решили не мелочиться и сразу разграбить Рим, величайший город того времени. Однако стены города были слишком высоки и неприступны. Тогда Гастинг отправил к жителям послов с целью сообщить, что он при смерти и желает принять христианство. Епископ города согласился, а через день послы снова пришли и сообщили о скоропостижной смерти своего предводителя и о его желании быть похороненным в городе. Люди Гастинга доставили гроб с его телом в город, чтобы выполнить последнюю волю вождя. Но в самый разгар церемонии Гастинг неожиданно "воскрес", схватил меч и вместе со своими людьми начал резню. Город пал, а корабли викингов заполнились захваченным добром.
Очень скоро они осознали свою навигационную ошибку, из-за которой перепутали небольшой городок Луна с великим Римом. Однако вид ломившихся от награбленного добра кораблей скрасил их разочарование, и они направились к родным берегам. Когда же викинги попытались проплыть мимо Гибралтара, мусульманский флот перехватил их и уничтожил значительную часть переполненных после грабежа судов. Удалось сохранить лишь 20 кораблей, треть от того флота, с которым Гастинг и Бьерн начали свою средиземноморскую кампанию три года назад.
Проездом из Нормандии
Через 100 лет, в 966 году, викинги снова заглянули в Испанию. Не совсем ясно, откуда они прибыли, но есть мнение, что проездом через Нормандию (там они помогли герцогу Ричарду I подавить восстание на его землях). Викинги высадились в Галисии и принялись за старое – начали грабить все, что плохо лежит. В ответ на это епископ города Сантьяго-де-Компостела собрал армию и решил дать им отпор. Вначале местным сопутствовал успех, но епископ поймал стрелу в шею и погиб в самый разгар битвы. Воинство епископа упало духом и разбежалось, а викинги продолжили хозяйничать в районе в течение следующих нескольких лет. По какой-то причине они не закрепились на этих землях также как в Англии и Нормандии, и в 972 году викинги вернулись домой.
Галисийский Волк
С 1008 года набеги северян возобновились. Вновь целью была Галисия, куда в 1038 году прибыл Олав Харальдссон. Он со своими людьми разграбил было город Туи, но силы епископа схватили их и отпустили только за выкуп. Летописцы Олава, Сигват и Оттар, преподносят эту кампанию как победную и называют его не иначе как "Галисийский Волк".
Что было дальше
Арабы сделали нужные выводы и создали мощный флот для отражения набегов викингов, добившись превосходства в Средиземном море. Позже эта сила оказывала значительное влияние на крестовые походы и на ход европейской истории до самого конца средних веков, когда христиане перехватили у них военно-морскую инициативу.
*****************************************************************
Понравилась статья? Тогда не забудьте поставить лайк 👍 и подписаться на канал 👉 Викинги, чтобы ничего не пропустить.
Хотите поспорить с автором? Жгите в комментариях 👇