Найти тему
Бумажный Слон

Школа поэзии |4| Классические размеры

Автор: Тающий ветер

1. Как родилась поэзия

2. Уровни ритмики

3. Силлаботоника

Итак, начинаем возрождать блоги Школы поэзии. Сразу несколько организационных моментов. С этого дня блоги будут выходить параллельно с поэтическими тренингами, которые также буду вести я. Один выпуск Школы – один тренинг. В блоге – теория, в тренинге – практика.

Первый наш тренинг – здесь. Но для начала знакомимся с теорией!

В прошлый раз мы разобрали те основополагающие вещи, которые делают современную русскую поэзию такой, какая она есть. Сразу небольшая ремарка по поводу «современности» поэзии. Это не двадцать первый век и даже не двадцатый. Современным периодом в русской поэзии считаются последние примерно 300 лет – с тех самых пор, когда в 1735 году Тредиаковский опубликовал свою работу о «сложении стихов российских». Будет неправильным утверждать, что с тех пор поэзия не изменилась, но основа остается прежней.

Небольшое повторение, прежде чем двигаться дальше. Мы узнали, что каждая стихотворная строка делится на стопы. Каждая стопа включает один сильный слог. На протяжении всего стихотворения выбранная структура стопы остается неизменной.

Сегодняшняя лекция по большей части классификационная – мы узнаем, какие стопы бывают и как используются. А так же введем понятие размера. Приступим!

Классифицировать типы стоп очень просто. У них всего два параметра – количество слогов в стопе и позиция сильного слога. Поэтому можно просто пойти по порядку. И в этом блоге мы разберем пять классических размеров. Большая поэтическая пятерка. У меня нет статистики, но думаю, я не ошибусь, если скажу, что с их помощью написано далеко за 90% всей силлаботоники. Пойдем по порядку.

1. Хорей

Эта стопа из двух слогов, причем сильный слог в хорее обязательно идет первым. В прошлой лекции мы разбирали силлаботонику именно на основе стихотворения, написанного хореем. Вот другой пример, немногим более современный «Гамлет» Пастернака:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Б. Пастернак «Гамлет»

Предлагаю вам самостоятельно потренироваться и выделить, какие слоги в этой строфе являются сильными. Я еще раз подчеркну – не ударными, а именно сильными. Мы подробно разбирали этот момент в третьей лекции.

Каждый думает о своем. Гамлет - о Йорике, вы - о размерах (надеюсь)

Если вы все сделали верно, то последовательность сильных слогов – места, на которых они расположены в строке – выходит следующей: 1 – 3 – 5 – 7 – 9. Всё математически точно. Строка разделена на стопы, состоящие их двух слогов – сильного и слабого. Таких стоп получается пять, каждой из которых соответствует один сильный слог.

И здесь мы остановимся, чтобы обозначить понятие стихотворного размера.

Стихотворный размер – правило (порядок) чередования слабых и сильных слогов в строке.

Важны здесь именно сильные слоги. Классический размер определяется типом стопы и их количеством. А количество стоп для классических размеров определяется количеством сильных слогов. В следующей лекции мы узнает, что это не всегда так, но многоударные стопы используются очень редко.

Если разбирать конкретный пример, то в нем каждая строка состоит из пяти хорейных стоп. Соответственно, этот размер называется пятистопным хореем. Надеюсь, принцип ясен.

2. Ямб

Так же, как и хорей, эта стопа состоит из двух слогов, но в ямбе наоборот первый – слабый, а второй – сильный. Смотрим:

Я помню ночь, как чёрную наяду,
В морях под знаком Южного Креста.
Я плыл на юг; могучих волн громаду
Взрывали мощно лопасти винта,
И встречные суда, очей отраду,
Брала почти мгновенно темнота.

Н. Гумилев «Пятистопные ямбы»

Николай Степанович молодец, подогнал прямо-таки каноничный пример и назвал, чтобы найти было проще. Если вы проследите за сильными слогами, то увидите, что отличий от предыдущего примера фактически нет. Только к каждой строке в начале добавляется слабый слог.

Кстати, из-за этого именно для ямба характерны строки, начинающиеся с ненужных по большому счету союзов или местоимений. Часто это рассматривается как недостаток поэтической речи, но сейчас мы на нем останавливаться не будем. Всему свое время.

-2

Гумилев, ага. Не скучными же фоточками текст разбавлять.

В остальном между хореем и ямбом нет никаких отличий. Чередуй себе ударные и безударные, и горя не знай. Но так было не всегда. Раньше, еще со времен Ломоносова считалось, что хорей лучше подходит для передачи веселья, плясок, элегий; ямб же наоборот – для печали, торжественности.

Тредиаковский был еще категоричнее. Стихотворные строки он предлогал строить только на основе хорея: «тот стих … совершенен и лучше, который состоит только из хореев … а тот весьма худ, который весь иамбы составляют». Такие дела.

Теперь обратимся к трехсложным размерам, но исключительно коротко, поскольку никаких принципиальных особенностей у них нет. Всей разницы с двухсложниками – количество слогов. Соответственно – вариантов стоп. Сколько? Три? Но самом деле, восемь, но мы, действительно, рассмотрим только три, а извращений коснемся через две недели.

3. Дактиль

Трехсложная стопа, в которой первый слог сильный, а остальные слабые. Коротенький пример двухстопного дактиля, но он крайне показателен в одном тонком моменте, который нужно понимать:

В грозные, знойные
Летние дни —
Белые, стройные
Те же они.

В. Соловьев «Вновь белые колокольчики»

Визуально очевидно, что первая и третья строки длиннее почти в два раза, чем вторая и четвертая. Расставляя ударения, мы увидим, что в каждой строке сильные слоги стоят на 1 и 4 местах – они принадлежат двум дактилическим стопам. Но в первой и третьей строках после них идет еще два слабых слога. Так вот они не оказывают никакого влияния на размер, поскольку не смещают позицию сильного слога. В то время как слабые слоги в начале строки (а это очень частая ошибка новичков) должны позиционироваться очень строго. Если мы пишем дактилем, то строка обязательно начинается с сильного слога. Слабых перед ним быть не может, поскольку они сместят позицию сильного. На это обратите внимание.

-3

Осмысливаем, отдыхаем, смотрим на танец маленьких птеродактилят

4. Амфибрахий

Трехсложная стопа, в которой сильный слог расположен на второй позиции – между двумя слабыми. Чтобы не скучали, держите аж семистопный амфибрахий:

Я верю в возможную силу и правду — его, всепобедного Света.
Но есть несчастливцы, что гибнут зимою, задолго до роскоши лета.
Я знаю, что много озёр серебристых, в горах и в лесах первозданных.
Но сколькие умерли в жаркой пустыне, без влаги, без капель желанных.

К. Бальмонт «Вопль»

Есть и больше, но даже это редкость. Максимальные размеры из более-менее часто встречающихся – шестистопные.

5. Анапест

Трехсложная стопа, в которой сильный слог расположен на третьей позиции – последней. Приведу один любопытный пример:

То луга ли, скажи, облака ли, вода ль
Околдована жёлтой луною:
Серебристая гладь, серебристая даль
Надо мной, предо мною, за мною…

И. Анненский «На воде»

Посчитайте количество стоп в каждой из строк. В первой и третьей – четыре стопы. Во второй и четвертой – три. Де-юре такой прием называется разностопным анапестом, то есть количество стоп меняется. Но только на первый взгляд.

Если посмотреть внимательнее, то первая и третья строки кончаются сильным слогом, а следующая за ними строка начинается (предсказуемо) двумя слабыми. Такие две строки можно слить в одну, и тип стопы не изменится. Четверостишие превратится в двустишие, написанное семистопным анапестом.

Вы можете пользоваться этим, разрубая длинную строку на более короткие, экспериментируя с формой стихотворения, выделяя слова, создавая новые акценты. Но крайне важно, чтобы общий размер при этом не нарушался. Этого мы еще коснемся позднее, когда будем говорить о современной поэзии.

-4

К вопросу о современной поэзии. Кладбище я вам точно обещаю. 

На сегодня все, но разговор о размерах еще далеко не закончен. Следующая лекция будет посвящена другим типам стоп, используя (и комбинируя!) которые, вы сможете удивить читателя.

До новых встреч!

Источник: http://litclubbs.ru/posts/2275-shkola-poezii-4-klassicheskie-razmery.html