Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

«Великий поход тракторов»: история экспедиции длиной в 1500 км на технике ЧТЗ

Оглавление

Продолжение истории о легендарном походе тракторов ЧТЗ к Якутску. Экспедиция покинула поселок Большой Невер и приближалась к горному перевалу Внешний Хинган он же Становый Хребет.

Подход к перевалу

Сталинец-60
Сталинец-60

Вскоре экспедиция подошла к одному из самых сложных участков пути Становому хребту. Через эту возвышенность, приходилось проходить организуя сцепки и двух, а порой и трех, тракторов. К тому же при его проходе, разыгралась буря и приходилось отправлять вперед проводников с фонариками, на которых ориентировалась головная машина.

На вершине перевала проходила узкая дорога, по которой трактора двигались очень медленно, постоянно маневрируя, угроза свалиться в пропасть была весьма высока. Так постепенно, вырабатывая новые навыки вождения, колонна все дальше двигалась на сервер, благополучно миновав хребет 12 февраля 1936 года.

Первый этап пройден

ТТХ С-60
ТТХ С-60

Дальше путь продвигался намного быстрее. 20 февраля колонна достигла первой ключевой точки, город Алдан (на то время прииск Незаметный). Там было сгружено, тяжелое оборудование и проведено техническое обслуживание техники.

Вообще за более чем 500 км, С-60 показал себя надежной машиной, лишь однажды в тракторе под номером 6 застучал мотор. Из-за недостаточной смазки, которая загустела при сильном морозе, расплавился шатунный подшипник. Ремонт занял 4 часа.

По льду реки Лена

Памятный значок в честь экспедиции
Памятный значок в честь экспедиции

Недалеко от поселка Чуран, экспедиция сходит на замерзший лед реки Лена и таким образом двигаются еще 3 дня. Вскоре происходит очередная поломка, на этот раз с 5 машиной, выходит из строя масляный насос.

Ремонт приходится проводить ночью, на морозе в -60 градусов. Для того чтобы хоть как-то работать, заводские механики кидали ключи в костер, а затем попеременно работали с инструментом. Ремонт удается закончить только к утру.

Прибытие в Якутск, спасение груза

С-60 установлен как памятник установлен в Якутске
С-60 установлен как памятник установлен в Якутске

3 марта 1936 года, преодолев 1340 километров пути экспедиция добирается до Якутска. В очередной раз проведя техническое обслуживания, пополнив запасы топлива, загрузив материалы для ремонта судов и продовольствие.

7 марта колонна выдвигается для выполнения главной задачи - эвакуации груза с кораблей. Еще через двое суток, трактора вновь сходят на лед Лены и быстро продвигаются к судам, достигнув их уже 10 марта.

Памятная плита
Памятная плита

Совместно с зимовавшими на своих судах моряками в течение 2 дней производится загрузка тракторов, а 16 марта экспедиция вновь въезжает в Якутск, ознаменовав тем сам окончание этого великого похода тракторов.

Всего за время похода ЧТЗ С-60 в сложнейших условиях преодолели около 1700 км и показали себя как крепкий и надежный трактор. В будущем опыт приобретенный в этой экспедиции, пригодился инженерам завода для разработки арктического трактора ЧТЗ-100А.

Если Вам понравилась статья, поддержите канал лайком 👍 и подпиской. Благодарю за поддержку)

Читайте также:

1 часть. «Великий поход тракторов»: как ЧТЗ С-60 Якутию покоряли

Нетрадиционное использование гусеничных тракторов в СССР

«Абсолютная проходимость»: уникальный вездеход ЗИЛ с цепным приводом