Нет, на самом деле, разве не так? Айвенго, если разбираться, человек крайне занудный и недальновидный в плане нормальной человеческой жизни. Прет дуром против всех за-ради рыцарской чести и, пострадав из-за эгоцентризма, потом оказывается обузой для всех на протяжение всей истории, разве нет?
Фильм Сергея Тарасова, сразу после того, как его повторяли на Первом канале СССР, сразу стал моим самым любимым. «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», как предыдущая работа, «Стрелы Робин Гуда», так и последующие, проходными лентами не были от слова совсем. Причина простая: обычным советским зрителям совершенно не хватало таких вот фильмов: исторических, костюмированных, с боями, красивых и наполненных легким пафосом. Советский кинематограф, когда хотел, мог выдавать годные фильмы.
Немалую роль играли прибалтийские актеры, смотревшиеся в них всех очень аутентично, все же лица наших тогдашних «братских» соседей заметно отличались от всех привычных, окружавших каждый день на работе, службе или даже отдыхе.
Для мальчишек позднего СССР и Перестройки этот фильм, в основной массе, не оказался культовым. Нам куда больше заходили мушкетеры и гардемарины, позже сменившиеся Слаем, Шварцем, Брюсли и ниндзями. Именно Брюсли и уж точно ниндзями, а не Брюсом Ли и ниндзя. Наше детство оказалось именно таким, да.
Заново делать внукам мечи со щитами, ведь луки мы мастерили сами по себе, дедушек заставил английский сериал «Робин из Шервуда», показываемый году так в восемьдесят седьмом-восемьдесят восьмом. Картина Тарасова никак не могла конкурировать с несколькими эпизодами британского сериала, показанного летом и повторенного чуть позже. Там было круто, там сарацин рубился сразу двумя мечами, патлатый Робин стрелял без промаха, а серебряная стрела была вообще какой-то волшебной. В общем, мы перлись до одури, Женькин дед Андрей делал ему и двум понаехавшим с Севера Димке с Вовкой самые настоящие щиты, а у меня был деревянный меч, который никому не удавалось сломать.
Но «Айвенго» все же оставил свой след, ведь именно он оказался первым в череде фильмов с книгами, где меня интересовали только поединки на мечах, секирах и прочих железных костедробилках. Самое подозрительное тут то, что еще мальчишкой мне пришло в голову задуматься над персонажами. В смысле, положительными и отрицательными.
И вот что мне вдруг стало совершенно неясно: как же так вышло, что положительные, вроде как, герои, все сплошь скучные и какие-то неправильные. Седрик Сакс консервативный угнетатель и рабовладелец, Ательстан тупо жрет и безвольная мямля, леди Ровена, даже тогда, в восемь лет, казалась мне холодной глупой селедкой, не более. А Уилфред Айвенго, весь такой благородный, просто дурак, если следует только установленным правилам его круга. И плевать хочет на благородную красивую еврейку Ребекку.
Разве что, как оказалось потом, в фильме с Сэмом Нилом она была красивее.
Ее, кстати, сразу же заприметил самый яркий персонаж книги, да и в фильме он оказался тоже весьма даже ничего. Бриан де Буагильбер, рыцарь Храма, как бы злодей и как бы негодяй. Но он был до того живой и яркий, плевать хотевший на все уложения с уставами Ордена тамплиеров, что не мог не понравиться. Остальные злодеи тоже злодеили с изюминкой. Фрон де Беф кошмарил всех по принципу Портоса: я злодей, потому что я злодей, его Ульрика была совершенно сумасшедше-честной, де Браси тупо желал денег с положением, но при этом не скрывал намерений, в отличие от напыщенных хороших персонажей.
То ли дело средне-пакостные Вамба, Робин Гуд и вся его лесная шайка, включая, само собой, отца Тука. А уж что говорить о Хмельницком, бывшем самым Робингудистым из прочих, не считая Кевина Костнера, конечно. Даже Ричард Львиное сердце на их фоне казался блеклым и деревянным.
Так вот и вышло, что занудство доблестного Айвенго даже там, в моем детстве, не дало этой книге и этому фильму стать любимыми. Но вряд ли это было бедой.
Зато мы, вся наша гоп-компания из четырех человек, лихо сайгачили по нашей и соседской улицам, с мечами, луками, где тетиву натягивали из лески и даже пытались стрелять, рубились с соседскими пацанами с Московской и нам было чудесно. Вот за это – огромное спасибо Тарасову и тем людям, что решили показать нам английский сериал о Робин Гуде.
А Уилфред с его занудством и тоскливой семейной жизнью в компании явно фригидной Ровены... да и Бог с ним.
Все изображения взяты из свободных источников сети Интернет и с сайта Кинопоиск (с)