Найти тему
Истории. Судьбы. Герои

Кто был первым Героем Советского Союза

Оглавление

У каждого народа свои герои. Храбрые воины, отважные спасатели, медики, педагоги, они, как бы банально это ни звучало, действительно не носят плащи. И выглядят совсем не как киноактеры. Но тем ценнее их великие подвиги; совершили их самые обыкновенные люди, такие же, как мы.

Вам никогда не было интересно, кто впервые в истории был удостоен звания Героя СССР? Этого человека, одного из «великолепной семерки» спасителей челюскинцев звали Анатолий Ляпидевский. Выходец из Кубани, сын священника, он с самого детства грезил морем, а еще любил технику.

Анатолий Ляпидевский
Анатолий Ляпидевский

Стоит ли говорить, каким серьезным ударом стал для юноши отказ в зачислении в морское училище! Всему виной было непролетарское происхождение Ляпидевского, но на службу в РККА в 1926 году его все же призвали. Затем Анатолий окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а позже – Севастопольскую школу морских летчиков. Теперь его страстью стало небо.

-3

В 1933 г. Анатолия Васильевича отправили на Дальний Восток, в управление Гражданского Воздушного флота. Казалось бы, найти место подвигу в гражданской авиации непросто, но Ляпидевскому это удалось. Когда произошла катастрофа парохода Челюскин, летчик одним из первых поспешил на помощь.

Пять месяцев дрейфовал корабль, пока в феврале 1934 г. не затонул в Чукотском море. 108 пассажирам судна удалось спастись на льдине, где были сооружены бараки; оставалось только ждать. Тем временем, московская комиссия под управлением В. Куйбышева разрабатывала план спасения челюскинцев. Действовать приходилось в сложнейших условиях.

-4

Главная сложность заключалась в капризах погоды и параметрах АНТ-4: тяжелый самолет требовалось посадить на дрейфующую льдину, чего еще никому в мире не удавалось. Не было времени ни на подготовку воздушного судна, ни на подробный инструктаж экипажа. Летели буквально наощупь. Ляпидевский вспоминал:

«Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!» Я обратил внимание: действительно, маленькая палаточка и около палатки три человека.

Людей спасли. Но 15 марта летчика настигла новая беда. При доставке горючего в Ванкарем, он повредил один из двигателей и был вынужден идти на посадку. Связь с «большой землей» была потеряна, и Ляпидевский пропал без вести.

-5

Чтобы затем появиться вновь.

Сыну он рассказывал, что возле самолета его обнаружил местный чукча. Отвел в свою ярангу, отогрел и накормил, даже оленью упряжку дал, чтобы летчик съездил в Ванкарем и привез все необходимое для ремонта. На все про все ушло сорок два дня, но в конце концов Анатолий Васильевич вернулся домой героем.

-6

19 июня 1934 года в Москве вместе с Ляпидевским высшая государственная награда была вручена Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину (сын Аркадий пошел по стопам отца и стал самым молодым летчиком Великой Отечественной войны), Маврикию Слепневу, Михаилу Водопьянову, Ивану Доронину. Такими были настоящие герои: слова «невозможно» для них не существовало. Первыми они бросались навстречу опасности и первыми протягивали руку помощи.

Вам может быть интересно:

Пьем и не пьянеем. Совсем как советские разведчики
Почему одесская мафия - это на самом деле большая семья
Единственный в мире офицер, воевавший без обеих рук

Будем ли мы когда-нибудь достойны подвигов наших предков?

-7

Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки, и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов.