Найти тему

Мусульманское государство на территории России

Большая, Соборная, она же Советская улица - центральный проспект Касимова.
Большая, Соборная, она же Советская улица - центральный проспект Касимова.

Многие знают о существовании в прошлом таких мусульманских государств, как Казанское, Астраханское, Крымское ханства, а вот Касимовское ханство известно меньше. Между тем, оно не только существовало длительное время в самом центре России, на территории современной Рязанской области, но и оставило после себя вполне ощутимый след. Небольшой купеческий городок Касимов (он же Городец Мещёрский) раскинулся на берегу Оки среди лесов и болот знаменитой Мещёры. До сих пор он отчетливо делится на русскую и татарскую части: последняя включает Татарскую слободу и Старый посад.

Центральная улица современного Касимова похожа на улочку в каком-то европейском городке. Фото автора.
Центральная улица современного Касимова похожа на улочку в каком-то европейском городке. Фото автора.

Городец Мещёрский был основан славянскими колонистами на землях финно-угорского племени мещёра не позднее 1152 года, ниже по течению Оки от современного Касимова, при впадении речки Бабенки в Оку.

Краткое описание жизни финно-угорского племени мещёра в краеведческом музее пгт Шилово в Рязанской области.
Краткое описание жизни финно-угорского племени мещёра в краеведческом музее пгт Шилово в Рязанской области.

Князь Юрий Долгорукий превратил его в пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества: ведь его соперниками выступали не только соседние славянские княжества, но и окружающие финно-угорские народы: мещёра, мурома, меря, мордва.

Расположение финно-угорских племен муромы и мещёры во времена Киевской Руси. Карта из открытых источников.
Расположение финно-угорских племен муромы и мещёры во времена Киевской Руси. Карта из открытых источников.

В 1376 году Городец Мещёрский был сожжен и разорен в результате монгольского набега, однако вскоре недалеко от него возник Новый Низовой Город, или Низовой Городец.

Славянская экспансия в земли финно-угров. Карта из открытых источников.
Славянская экспансия в земли финно-угров. Карта из открытых источников.

Скорее всего он располагался в районе Старого посада (Уланова гора).

Княжеская колонизация в действии. Экспансия черниговских князей на земли муромы и мещёры. Карта из книги А.К. Зайцева «Черниговское княжество. X-XIII вв.», Москва, «Квадрига», 2017.
Княжеская колонизация в действии. Экспансия черниговских князей на земли муромы и мещёры. Карта из книги А.К. Зайцева «Черниговское княжество. X-XIII вв.», Москва, «Квадрига», 2017.
Ока в районе Касимова. Фото автора.
Ока в районе Касимова. Фото автора.

В 1446 году татарские царевичи Касим и Якуб ушли из Казанского ханства на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека. За услуги, оказанные князю Василию Темному в борьбе за власть между русскими правителями, в 1451 году он пожаловал Касиму Низовой Городец. Так возникло Касимовское ханство, просуществовавшее вплоть до 1681 года.

Спуск к Оке. Фото автора.
Спуск к Оке. Фото автора.

В его состав входила территория уездов будущих Рязанской и Тамбовской губерний. Столицей ханства стал город Касимов (по-татарски он назывался Ханкирмән), который был основан вблизи Низового Городца в правление хана Шах-Али во второй половине XVI века.

Карта Касимовского ханства из открытых источников.
Карта Касимовского ханства из открытых источников.

Самой известной жительницей Касимова стала легендарная правительница Казанского ханства Сююмбике (Сумбека), которую после завоевания Казани Иван Грозный сослал в мещёрские леса. С Касимовым также связана жизнь Шах-Али (также известен как Шигалей) (1505-1517). Он был сыном царевича Шейх-Аулияра и внучатым племянником хана Ахмата. Летописцы и историки описывали его как человека непривлекательной внешности (толстого, с женоподобным лицом и длинными ушами чуть ли не до плеч) и жестокого нрава. Тем не менее, по свидетельству посла германского императора в России Сигизмунда Герберштейна, во время охоты с великим князем Василием III в 1526 году со стороны русских 20-летнему Шигалею оказывались очень большие почести. Иван Грозный рассматривал Шигалея как правителя-марионетку Казани после ее включения в состав Российского государства. Впоследствии правители России и СССР не раз использовали таких персонажей в целях расширения империи.

Ханская мечеть в Касимове. Фото автора.
Ханская мечеть в Касимове. Фото автора.

Особого внимания заслуживает ханская мечеть, или мечеть Касим-хана — мечеть XVIII-XIX веков с минаретом XVI века. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV в. По другим данным, была построена ханом Шах-Али в середине XVI века. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 году по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на нее. С 1938 года в здании мечети находился краеведческий музей. В 2013 году по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России.

Основное население Касимовского ханства составляли касимовские татары, татары-мишари, русские, а также аборигены - финно-угорские народности мещёра, мурома и мордва. Можно сказать, что в этническом смысле это мини-государство было как бы маленькой моделью России. В состав привилегированного сословия входили аталыки (уважаемые и почитаемые люди), имильдаши (дети князей), казыи (судьи), казаки (военное сословие). Духовенство было одним из самых влиятельных сословий и состояло из мулл (священники), хафизов (знатоки Корана), данишмендов (учителей). Все духовенство возглавляли сеиды. Рабы (чура) использовались ограниченно и состояли из людей разных народностей. В XVI веке в городе Касимове существовал рынок рабов. До XVI века самой влиятельной религией в царстве был ислам. С 1570-х годов началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 году принял крещение Сеин-Булат и был наречен Симеоном; около 1683 года — Сеид-Бурхан под именем Василия). К XVII веку далеко зашел процесс превращения бывших касимовских воинов в мирных торговцев и ремесленников.

В 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан Касимовское ханство перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. Однако до нашего времени в Касимове сохранились минарет времен царевича Касима, мечеть и два мавзолея (текии), где погребали татарских ханов.

Мавзолей (текие) Шах-Али в Касимове. Фото автора.
Мавзолей (текие) Шах-Али в Касимове. Фото автора.

В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская слобода и Старый посад); Ямская слобода (в подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода) управлялась касимовским воеводой.

Центральная улица Касимова. Фото автора.
Центральная улица Касимова. Фото автора.
-13
Дом Скорнякова в Касимове. Фото автора.
Дом Скорнякова в Касимове. Фото автора.
Дом Наставина в Касимове. Фото автора.
Дом Наставина в Касимове. Фото автора.
Дом Шемякиных (Кастров дом) в Касимове. Фото автора.
Дом Шемякиных (Кастров дом) в Касимове. Фото автора.
Купеческий особняк в татарской части Касимова. Фото автора.
Купеческий особняк в татарской части Касимова. Фото автора.
Купеческий особняк в татарской части Касимова. В советское время здесь располагался роддом. Видно, что насколько когда-то здание было великолепно, настолько сейчас оно в крайне аварийном состоянии. Фото автора.
Купеческий особняк в татарской части Касимова. В советское время здесь располагался роддом. Видно, что насколько когда-то здание было великолепно, настолько сейчас оно в крайне аварийном состоянии. Фото автора.

Успенский овраг делит исторический центр Касимова на русскую и татарскую части, причем первая ограничена с северо-запада Никольским оврагом. В XVIII-XIX веках город был относительно крупным промышленно-торговым центром, так что как в русской, так и в татарской частях было построено множество интересных зданий, сохранившихся до наших дней.

Особняк Алянчиковых в Касимове, где находится Касимовский историко-культурный музей-заповедник. Фото автора.
Особняк Алянчиковых в Касимове, где находится Касимовский историко-культурный музей-заповедник. Фото автора.

Центр русской части города находится на Соборной площади, где можно увидеть сразу 6 памятников архитектуры федерального значения: это Благовещенская церковь (1740), Успенская церковь (1775), дом Наставиных (1813, здесь проходили съемки фильма «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору») и три корпуса Торговых рядов (1818-1824).

Здание Торговых рядов на Соборной площади в Касимове. Фото автора.
Здание Торговых рядов на Соборной площади в Касимове. Фото автора.

В центре площади - Вознесенский кафедральный собор (середина XIX века). Многие из этих зданий построил местный уроженец - архитектор И.С. Гагин.

Мавзолей (текие) Шах-Али в Касимове. Фото автора.
Мавзолей (текие) Шах-Али в Касимове. Фото автора.
Мавзолей (текие) Шах-Али в Касимове, вход в усыпальницу (склеп). Фото автора.
Мавзолей (текие) Шах-Али в Касимове, вход в усыпальницу (склеп). Фото автора.
Действующая мечеть 1906 года постройки в татарской части Касимова. Фото автора.
Действующая мечеть 1906 года постройки в татарской части Касимова. Фото автора.
Действующая мечеть 1906 года постройки в татарской части Касимова. Фото автора.
Действующая мечеть 1906 года постройки в татарской части Касимова. Фото автора.
Действующая мечеть 1906 года постройки в татарской части Касимова. Фото автора.
Действующая мечеть 1906 года постройки в татарской части Касимова. Фото автора.

В татарской части Касимова сохранились Ханская мечеть (XVIII-XIX веков, минарет XV-XVI веков), текие (усыпальницы) Шах-Али хана (1555) и Афган-Мухаммед султана (1658), а также Богоявленская, Никольская, Троицкая церкви (XVIII век).

Особняк Алянчиковых - самый заметный в Касимове, но далеко не единственный. Фото автора.
Особняк Алянчиковых - самый заметный в Касимове, но далеко не единственный. Фото автора.

В особняке Алянчикова работает Касимовский историко-культурный музей-заповедник, а в Ханской мечети - экспозиция, посвященная этнографии касимовских татар.

Из истории Касимова в XVIII веке. Экспозиция в особняке Алянчиковых.
Из истории Касимова в XVIII веке. Экспозиция в особняке Алянчиковых.

В XVIII-XIX веках Касимов был одним из самых важных экономических центров Рязанской губернии, причем процветала как русская, так и татарская части города. Как и почти повсюду в России, местные купцы были большими меценатами и сделали очень много для родного города: достаточно сказать, что помимо образовательных и прочих общественно значимых учреждений, существовавших на средства местных купцов, в начале XX века в Касимове был даже собственный кинотеатр.

Из истории Касимова в XIX веке. Экспозиция в особняке Алянчиковых.
Из истории Касимова в XIX веке. Экспозиция в особняке Алянчиковых.

О Старице, где располагалась ставка Ивана Грозного во время Ливонской войны, читайте здесь.

Об эпизоде Ливонской войны, во время которого войска Ивана Грозного захватили важный замок на территории современной Эстонии - Везенберг-Раквере, читайте здесь.

О русских боярах Ивана Грозного - перебежчиках на сторону Швеции читайте здесь.

О синтезе христианской и мусульманской культур на примере Испании читайте здесь.