Многие знают о существовании в прошлом таких мусульманских государств, как Казанское, Астраханское, Крымское ханства, а вот Касимовское ханство известно меньше. Между тем, оно не только существовало длительное время в самом центре России, на территории современной Рязанской области, но и оставило после себя вполне ощутимый след. Небольшой купеческий городок Касимов (он же Городец Мещёрский) раскинулся на берегу Оки среди лесов и болот знаменитой Мещёры. До сих пор он отчетливо делится на русскую и татарскую части: последняя включает Татарскую слободу и Старый посад.
Городец Мещёрский был основан славянскими колонистами на землях финно-угорского племени мещёра не позднее 1152 года, ниже по течению Оки от современного Касимова, при впадении речки Бабенки в Оку.
Князь Юрий Долгорукий превратил его в пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества: ведь его соперниками выступали не только соседние славянские княжества, но и окружающие финно-угорские народы: мещёра, мурома, меря, мордва.
В 1376 году Городец Мещёрский был сожжен и разорен в результате монгольского набега, однако вскоре недалеко от него возник Новый Низовой Город, или Низовой Городец.
Скорее всего он располагался в районе Старого посада (Уланова гора).
В 1446 году татарские царевичи Касим и Якуб ушли из Казанского ханства на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека. За услуги, оказанные князю Василию Темному в борьбе за власть между русскими правителями, в 1451 году он пожаловал Касиму Низовой Городец. Так возникло Касимовское ханство, просуществовавшее вплоть до 1681 года.
В его состав входила территория уездов будущих Рязанской и Тамбовской губерний. Столицей ханства стал город Касимов (по-татарски он назывался Ханкирмән), который был основан вблизи Низового Городца в правление хана Шах-Али во второй половине XVI века.
Самой известной жительницей Касимова стала легендарная правительница Казанского ханства Сююмбике (Сумбека), которую после завоевания Казани Иван Грозный сослал в мещёрские леса. С Касимовым также связана жизнь Шах-Али (также известен как Шигалей) (1505-1517). Он был сыном царевича Шейх-Аулияра и внучатым племянником хана Ахмата. Летописцы и историки описывали его как человека непривлекательной внешности (толстого, с женоподобным лицом и длинными ушами чуть ли не до плеч) и жестокого нрава. Тем не менее, по свидетельству посла германского императора в России Сигизмунда Герберштейна, во время охоты с великим князем Василием III в 1526 году со стороны русских 20-летнему Шигалею оказывались очень большие почести. Иван Грозный рассматривал Шигалея как правителя-марионетку Казани после ее включения в состав Российского государства. Впоследствии правители России и СССР не раз использовали таких персонажей в целях расширения империи.
Особого внимания заслуживает ханская мечеть, или мечеть Касим-хана — мечеть XVIII-XIX веков с минаретом XVI века. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV в. По другим данным, была построена ханом Шах-Али в середине XVI века. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 году по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на нее. С 1938 года в здании мечети находился краеведческий музей. В 2013 году по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России.
Основное население Касимовского ханства составляли касимовские татары, татары-мишари, русские, а также аборигены - финно-угорские народности мещёра, мурома и мордва. Можно сказать, что в этническом смысле это мини-государство было как бы маленькой моделью России. В состав привилегированного сословия входили аталыки (уважаемые и почитаемые люди), имильдаши (дети князей), казыи (судьи), казаки (военное сословие). Духовенство было одним из самых влиятельных сословий и состояло из мулл (священники), хафизов (знатоки Корана), данишмендов (учителей). Все духовенство возглавляли сеиды. Рабы (чура) использовались ограниченно и состояли из людей разных народностей. В XVI веке в городе Касимове существовал рынок рабов. До XVI века самой влиятельной религией в царстве был ислам. С 1570-х годов началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 году принял крещение Сеин-Булат и был наречен Симеоном; около 1683 года — Сеид-Бурхан под именем Василия). К XVII веку далеко зашел процесс превращения бывших касимовских воинов в мирных торговцев и ремесленников.
В 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан Касимовское ханство перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. Однако до нашего времени в Касимове сохранились минарет времен царевича Касима, мечеть и два мавзолея (текии), где погребали татарских ханов.
В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская слобода и Старый посад); Ямская слобода (в подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода) управлялась касимовским воеводой.
Успенский овраг делит исторический центр Касимова на русскую и татарскую части, причем первая ограничена с северо-запада Никольским оврагом. В XVIII-XIX веках город был относительно крупным промышленно-торговым центром, так что как в русской, так и в татарской частях было построено множество интересных зданий, сохранившихся до наших дней.
Центр русской части города находится на Соборной площади, где можно увидеть сразу 6 памятников архитектуры федерального значения: это Благовещенская церковь (1740), Успенская церковь (1775), дом Наставиных (1813, здесь проходили съемки фильма «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору») и три корпуса Торговых рядов (1818-1824).
В центре площади - Вознесенский кафедральный собор (середина XIX века). Многие из этих зданий построил местный уроженец - архитектор И.С. Гагин.
В татарской части Касимова сохранились Ханская мечеть (XVIII-XIX веков, минарет XV-XVI веков), текие (усыпальницы) Шах-Али хана (1555) и Афган-Мухаммед султана (1658), а также Богоявленская, Никольская, Троицкая церкви (XVIII век).
В особняке Алянчикова работает Касимовский историко-культурный музей-заповедник, а в Ханской мечети - экспозиция, посвященная этнографии касимовских татар.
В XVIII-XIX веках Касимов был одним из самых важных экономических центров Рязанской губернии, причем процветала как русская, так и татарская части города. Как и почти повсюду в России, местные купцы были большими меценатами и сделали очень много для родного города: достаточно сказать, что помимо образовательных и прочих общественно значимых учреждений, существовавших на средства местных купцов, в начале XX века в Касимове был даже собственный кинотеатр.
О Старице, где располагалась ставка Ивана Грозного во время Ливонской войны, читайте здесь.
Об эпизоде Ливонской войны, во время которого войска Ивана Грозного захватили важный замок на территории современной Эстонии - Везенберг-Раквере, читайте здесь.
О русских боярах Ивана Грозного - перебежчиках на сторону Швеции читайте здесь.
О синтезе христианской и мусульманской культур на примере Испании читайте здесь.