Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 25-50/02918-ОГ «О результатах рассмотрения обращений»
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) представлены разъяснения по вопросу исполнения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В письме отмечено, что в 2019 году за отчетный 2018 год в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий, отчетному периоду (далее – декларация) указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно – отчетность, норматив утилизации) за 2018 год составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2971-р.
При этом расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки. товаров, реализованных для внутреннего |потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением:
- нормативов утилизации (уст. на 2018 год Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2971-р) (далее – Распоряжение);
- ставок экологического сбора (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 284 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1293).
Минприроды России отметило, что новые правила по использованию в отчетности и расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применимы с отчетного периода за 2018 год.
При этом использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и тех же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.
Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров отчетности за 2018 отчетный год, а также уплаты экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные Распоряжением.
В случае исполнения производителем товаров, импортером товаров ответственности за обеспечение выполнения нормативов утилизации, и при необходимости, уплаты экологического сбора за 2017 год и, соответственно, предоставления в 2018 году необходимых отчетных документов (отчетности, декларации, расчета суммы экологического сбора), повторное выполнение нормативов утилизации за 2017 год и уплата экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) за товары и упаковку товаров, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в 2017 году, не требуются.
На основании изложенного, Минприроды России указало, что производители товаров, импортеры товаров при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации, обязаны уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год независимо от уплаты такого сбора указанными субъектами за 2017 год.
При этом отмечается использование для расчета суммы экологического сбора за 2017 год и за 2018 год одних и тех же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год.
Кроме того, Минприроды России указало, что повторное выполнение нормативов утилизации за 2017 год и уплата экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) за товары и упаковку товаров, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в 2017 году, не требуются в случае:
- исполнения производителем товаров, импортером товаров ответственности за обеспечение выполнения нормативов утилизации;
- уплаты экологического сбора за 2017 год (при необходимости);
- предоставления в 2018 году необходимых документов (отчетности, декларации, расчета суммы экологического сбора).
Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия