Много ли вы сходу можете назвать произведений, где упоминается ад, либо что-то бесовское или демонское? Пару-тройку, но не более. И, скорее всего, это будет «Божественная комедия», «Мастер и Маргарита» и несколько древнегреческих мифов. Однако, тема ада настолько широка, что расплывается по культурному контексту, аки масляное пятно по весенней луже. Пьесы Сартра, к слову, и есть то масляное пятно. Не будем углубляться в философию и, оставляя бессмысленные разговоры об экзистенциализме, перейдем к тексту.
«За закрытыми дверями» – это красочное описание одного из видов адского котла, который, вероятно, ждёт нас всех после смерти. До нелепости простой сюжет отражает комическое начало: трёх человек заводят в одну комнату — это и есть ад. Далее, в этих четырёх стенах и будет продолжаться действие. Здесь нет чертей, бурлящей лавы, медных воронок, жаровни и прочей стереотипной чепухи, но есть самое сущность ада – отсутствие свободы, замкнутая неизбежность. Как говорит Коридорный (в пьесе всего четыре действующих лица: Коридорный, Гарсэн, Инэс и Эстель): "По другую сторону этих стен – коридор, а в конце коридора – другие комнаты, и коридоры, и лестницы". А когда Гарсэн спрашивает, можно ли выключить назойливую яркую люстру в комнате, то Коридорный отвечает, что выключателя здесь нет, а электричества и вовсе нескончаемый источник. В каждом вопросе героев, которые находятся в комнате, заложена неизбежность. На столе лежит нож для разрезания бумаги, но в комнате нет ни одной книги, на полу – статуя, но настолько тяжелая, что её нельзя поднять.
Поначалу напоминая "Тартюфа", текст постепенно выруливает с комедийно-пародийной тропинки на дорогу сложной философской притчи. Этот театр фальши Сартр выстраивает как иллюстрацию абсурдности ситуации. Люди попали в одну адскую "комнату" и прекрасно понимают, что этому предшествовало. Однако, каждый пытается скрыть свои грехи, параллельно расспрашивая о деяниях соседа. В сартровской версии адского котла люди проходят пытку взаимной ложью. Они не могут убить друг друга, так как уже мертвы и не могут покинуть помещение. Пытка заключена в том, что эти трое навеки вынуждены находиться в компании друг друга. И чем больше они узнают друг о друге, тем больше ненависти начинает накипать внутри. Этот адский котёл – это и камин, и недвижимая статуя, и тупой нож для бумаги.
Но что страшнее: убить грудного ребёнка или довести до самоубийства свою любовницу? Отнюдь, даже такие мерзкие поступки находятся на идеологической периферии пьесы, т.к. в центре — их последствия. Сартра не интересует предыстория. Ему больше всего интересны причинно-следственные связи. Из-за этого текст превращается в воронку, со стенок которой в центр стекаются капли сюжетного повествования. А центр воронки — это квинтэссенция произведения. Это точка кипения, расставляющая точки над i.
Сартр препарирует человеческую мерзость. Он преломляет натуру персонажей, получая контрастную картинку в сравнении с их прошлым. Характеры персонажей будто бы жарятся на медленном огне, постепенно сбрасывая шелуху, и перед нами остаётся лишь нагая суть. «За закрытыми дверями» – это иллюстрация высказывания "демон в мелочах". Ведь только при обращении к деталям, мы начинаем осознавать безысходность своего положения.