История песни начинается в 1979 году, когда Фил написал ряд композиций, посвященных своим личным отношениям. Одна из них называлась "How Can I Sit There". Она была инструментальной и не имела текста. Вот только Филу не особо нравилась и он отложил ее в долгий ящик.
Между тем в 1983 году режиссер Тэйлор Хэкфорд, будучи на волне успеха своего предыдущего фильма "Офицер и Джентльмен", вовсю готовился к съемкам в Лос-Анджелесе новой картины под названием "Несмотря ни на что" (Against All Odds). Стоит отметить, что успех картины "Офицер и джентльмен" стал возможен в том числе благодаря саундтреку. Тогда Тэйлор пытался найти достойную песню о любви для концовки. Ричард Гир, игравший главную роль, поначалу не хотел сниматься в финальной сцене, когда главный герой появляется на фабрике в белой офицерской форме и уносит на руках оттуда свою любовь. Гир считал сцену слишком сентиментальной, а Тэйлор был с ним согласен. Тем не менее, по окончании съемок сцены играющие работники фабрики начали аплодировать (поздней актер признавался, что всё на самом деле получилось удачно). Вскоре была написана и песня - "Up Where We Belong", которую дуэтом исполнили Джо Кокер и Дженнифер Уорнс. Продюсеры поначалу хотели ее вырезать, полагая, что хитом песня никогда не станет. Однако она не только ею стала, но и выиграла Оскар в номинации "Лучшая песня к фильму" и Золотой глобус в номинации "Лучшая песня".
Лейблом для релиза саундтрека к фильму "Against All Odds" выбрали Atlantic. Хэкфорд приехал в Лос-Анджелес, чтобы ознакомиться со списком исполнителей. И первый выбор пал на Фила Коллинза. Единственная загвоздка этого выбора состояла в том, что найти его было сложным делом.
Тэйлор связался с Тони Смитом, менеджером Genesis. Группа тогда была на гастролях в Америке. Внутри царило небольшое беспокойство по поводу успеха сольного альбома Фила, поскольку на этой волне он мог уйти из группы и заняться собственным творчеством. Вспоминает Хэкфорд: "Смит мне сказал следующее: вы хотите попросить Фила написать песню в то время, как Genesis живы и чувствуют себя замечательно? Даже говорить с вами об этом не хочу". Но Тэйлор не сдался и решил посетить один из концертов Genesis в Чикаго, чтобы после него непосредственно побеседовать с самим Филом. "Он выглядел очень устало. Работал без остатка и до истощения. Он мог бы притвориться звездой рок-н-ролла и сослаться на усталость. Но он со мной встретился. Я отдал ему кадры из фильма и сказал, что мне нужна мощная баллада".
Позже Смит отзвонился Хэкфорду и сказал, что Фил готов взяться. Но из-за турне у него катастрофически не хватало времени на написание новой песни и текста, поэтому он посмотрит что-нибудь из своих предыдущих работ. Так Коллинз вернулся к неиспользованным песням, которые остались после сессий к альбому "Face Value". Из архивных недр он взял недоделанную инструменталку "How Can I Sit There". Вспоминает Фил: "У меня много баллад, но эта - наименее любимая, я решил попробовать с ней. Я не мог тогда писать что-то на гастролях. У меня не было под рукой инструментов. Я сказал ему: "Песня у меня есть, если она понравится, я напишу слова к ней".
В Голливуде состоялась небольшая демонстрация сырой версии песни. Фил сыграл ее на рояле и изобразил "сырой" вокал. Вспоминает Тэйлор: "Я тут же сказал, что песня мне нравится и ее нужно доделать с одним условием: название должно быть таким же, как и у фильма - "Against All Odds". Хэкфорд собирался её использовать в самом конце фильма, когда главный герой уходил от героини, а та пыталась выразить все свои чувства. Фил ответил: "ВОЗМОЖНО, я смогу это сделать".
Хэкфорд продолжает: "На самом деле он решил немного поводить меня за нос, так сказать, поиграть со мной. Но когда он пересек Северо-запад, то вскоре отправил мне демо уже с текстом". Несмотря на упрямство и усталость, профессионализм Фила взял вверх. Итог мне понравился, песня была действительно хороша".
Вся эта работа происходила за спиной Дуга Морриса, главы Atlantic Records в Нью-Йорке. Когда Дуг услышал о готовящемся проекте, его забеспокоил тот факт, что Фил, фронтмен Genesis, отвлекается на работу сольного характера (и это при этом, что Atlantic выпускали как альбомы Genesis, так и сольный альбом Фила). Пришлось режиссеру перелетать в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса, чтобы уговорить Морриса, а заодно дать ему понять, что эта песня сыграет на руку не только фильму, но и всей карьере Фила. Крыть главе Atlantic оказалось нечем.
Вскоре Фил рассказал Хэкфорду, что хотел бы привлечь в работу Арифа Мардина, который до этого сделал аранжировку струнных для песни "If Leaving Me is Easy". Сроки у Тэйлора поджимали, а Фил, между тем, продолжал пересекать Соединенные Штаты, следуя своему гастрольному графику. Когда Коллинз прилетел в Нью-Йорк, он быстро связался с Арифом и попросил того сделать аранжировку для струнного оркестра. После чего... вновь отправился в путь, а именно в Лос-Анджелес, в студию, на которой записал вокал и барабанные брейки. Говорит Тэйлор: "Когда я услышал результат, у меня волосы на руках встали дыбом. Я был убежден, это отличная запись!"
Следующий шаг - съемка видео. И снова Фил колесил по США, причем по ходу пути его постоянно преследовали сложности. Хэкфорд был очень впечатлен тем, как Фил рвался работать, несмотря на проблемы с логистикой, мешавшие их сотрудничеству. "Вместо того, чтобы темпераментно на это реагировать, он старался быть выше этого. Он обладал какой-то невиданной мощью... Задумал песню, отправился ее довершать с Арифом Мардиным... В одном городе он посмотрел фильм, написал текст в другом, работал над инструментовкой в третьем, а потом послал это всё мне. Я вставил в фильм, собственно, вот и вся история".
А вот что вспоминает Фил: "Это довольно странная песня. Она довольно популярная, но у нее странное прошлое. Дело в том, что я не умею ее играть. Я играл ее однажды - когда написал. Изначально я хотел ее включить в альбом "Face Value", а она в итоге оказалась в фильме "Несмотря ни на что", когда меня попросили написать что-нибудь для него. У меня была мелодия, но без слов. Когда дописал текст, я пригласил клавишника. Запись песни проходила во время турне, у меня не было времени заняться ею. Записали мы её за два дня: первый день в Нью-Йорке, а второй - в Лос-Анджелесе. Микшировали песню по телефону. А потом я узнаю, что эта песня заняла 1-е место в США - и я долго не мог в это поверить!
Потом я ее попытался сыграть дважды на концерте "Live Aid". В первый раз, в Лондоне, это было ужасно. У меня соскальзывали пальцы с черных клавиш, я ужасно фальшивил. Стояла ужасная жара, мои руки потели. Я играл и думал: "Боже! 70 тысяч людей ЭТО слышат!" С тех пор я поклялся себе ее не играть! Хотя во второй раз, на том же Live Aid, но уже в Филадельфии, я сыграл эту песню без ошибок. Но... по-моему, мне просто повезло."
В Великобритании сингл достиг 2-го места. А в США "Against All Odds" стал первым синглом Фила, который возглавил американские чарты. В 1985 году Коллинз взял свою первую награду Грэмми за эту песню в номинации "Лучшее мужское вокальное поп исполнение", выиграв у Стиви Уандера ("I Just Called to Say I Love You") и Лайнела Риччи ("Hello"). А вот Оскар выиграть не удалось... И с этим связана не самая приятная история.
Дело в том, что тогда в США Коллинз был не очень известен. Когда Кэтти Орлофф, глава рекламного отдела Columbia Pictures, в письме попросила Грегори Пека, продюсера премии Оскар, чтобы Фил исполнил песню, тот не понял, о ком речь, и назвал в переписке Фила... Купером. Поздней Грегори оправдывался в издании Daily Variety: "Мы знаем, кто такой Фил Коллинз, более того, мы им восхищаемся! Просто мы приняли решение не использовать больше 5 музыкантов. Это вопрос зрелища, нам нужна была вариативность". Другому изданию Los Angeles Times, Грегори сказал, что в задачу Оскара не входит промоушн музыкантов... Здесь предпочтение отдается фильмам и актёрам.
Но вот наступила церемония, Фил присутствовал в зале и наблюдал... как его песню на сцене поет актриса и танцовщица Энн Рейнкинг (ниже - видео этого исполнения). И хуже всего - под фонограмму. "Фил был расстроен - вспоминает Мартин Льюис, который тоже там находился, - Телевизионщики думали, что если бы вышел Фил, люди выключили бы свои телевизоры, потому что никто не знал, кто это такой. А это почти неслыханно, чтобы исполнителя, написавшего ХИТ, да ещё номинированного на Оскар, не пригласили на сцену, чтобы он исполнил свою песню!"
Короче, награда ушла Стиви Уандеру и его песне "I Just Called to Say I Love You".
Фильм "Against All Odds", безусловно, выиграл и в большинстве своем благодаря одноименной песне, которая с тех лет неизменно крутилась по радио всего мира.