А натолкнуло меня на мысль прогулки к памятнику героям культовой повести Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце" (именно книги, а не фильма! На героев фильма памятник не похож вовсе!) утверждение Александра Невзорова на одном из эфиров "Эхо Москвы". Привожу дословно (вот ССЫЛКА): " В Италии режиссер Альберто Латтуада с Максом фон Сюдовым в главной роли снял фильм «Собачье сердце». Этот фильм полностью до мельчайших деталей был скопирован и просто да, очень повезло, конечно, с сочнейшим Евстигнеевым и великолепным Шариковым. В итальянском фильме чуть-чуть Шариков попроще. Макс фон Сюдов хотя и огромный актер, но все-таки он другого типа, нежели Евстигнеев. Но, тем не менее, все мизансцены, все смыслы, все уже было подготовлено. И поэтому фильм «Собачье сердце» является просто обычным плагиатом."
Вернее, даже не так. Это безапелляционное утверждение стало отправной точкой. Во-первых, оно заставило пересмотреть и советскую, и итальянскую версии бессмертного произведения. Благо, что в YouTube оба фильма имеются в свободном доступе и хорошем качестве.
На мой взгляд, сходство двух экранизаций лишь в том, что они поставлены по одному произведению. Показалось, что несколько (!) сцен похожи. Но не от того ли, что по другому их разрешить было просто невозможно?
И представление постановщиками ситуаций и героев - различные.
Что можно сказать с уверенностью - актеры в обоих фильмах подобраны точно. Они - безусловные таланты.
В фильме итальянца, профессор Преображенский (Макс фон Сюдов) более похож, по моему мнению, на концентрированного академика Павлова: он абсолютно не рефлексирует, он подчинен науке, но и ничто человеческое ему не чуждо - разве может обойтись итальянский фильм без любовной истории?
В отечественном фильме профессор (Евгений Евстегнеев) - богочеловек, страдающий творец, гуманист. Кажется, если он захочет - он сможет жить вечно или превратить чугунную батарею в золотой слиток.
И, наоборот, наш Шариков (Владимир Толоконников) - "квадратный", как и его нелепейшее имя (Полиграф Полиграфович), а итальянский Бобиков (Коки Понзони) - тонкая и ранимая натура, ищущая себя.
Можно проводить много параллелей и перпендикуляров, но в одном я уверен точно: сними Бортко свой фильм по картине Латтуада кадр-в-кадр, никогда его герои не стали бы столь любимы/мемотичны и не разошлось бы это кино на цитаты.
Две хорошие киноработы по гениальному произведению, это само по себе - показатель качества, только созданы они были в различное время, в различных обществах и, что самое главное, для разного зрителя.
Во-вторых, в один из дней после просмотра фильмов, прогуливаясь по Литейному, я думал именно об этом... И вспомнил, кстати, что в ноябре 2018 года, во дворе дома 27 по улице Моховой (то есть, буквально, в пяти минутах от меня), был открыт памятник героям повести Булгакова "Собачье сердце". Естественно, я направился именно туда!
Памятник расположен во дворе дома (если стоять лицом к воротам, то по правую руку), но... с улицы не виден, и чтобы дойти до него, нужно иметь интуицию и смекалку.
Сворачиваем с Пестеля на Моховую, доходим до шлагбаума, преграждающего въезд во двор, проходим арку и КПП с охраной. Идем по обыкновенному, скучному двору, выделяющемуся лишь вывесками многочисленных хостелов. Выходим на пространство между флигелями. Да, теперь мы в самом центре "почетного двора", и, слева, замечаем, забитый и неприметный, среди грязи и мусора, ниже уровня земли, под убогим, покосившимся навесом из палок и известной субстанции, бронзовый памятник работы петербургского скульптора Игоря Сенина.
Хм... Чувства двоякие. Сенин "похулиганил". И его пес вовсе не дворняга Шарик, а питбуль Шарик. И кормит его профессор не "Краковской", а конфетками. Это и не книга, и не фильмы.
В общем, каждый сам себе режиссер.
Шарик напряжен, будто видит, что приближается к нему доктор Борменталь с дурно пахнущим чемоданом, в котором помещены некоторые внутренние органы пролетария-балалаечника Клима Чугункина.
Очень странно и обидно, что памятник, который мог бы стать одной из многих достопримечательностей Питера (конечно же, не первого порядка, но все же!), спрятан от людского внимания.
Маркетологи, ау! Где экскурсии по местам съемок "Собачьего сердца"? Где китайские и корейские туристы, охотно множащие селфи с бронзовым питбулем?
Никого. Тишина. Пропал калабуховский дом!
А ведь был тут в день открытия и Бортко, и члены съемочной группы, и журналисты... И открытие само было приурочено к тридцатилетию советской экранизации...
Сидя на лавочке рядом с Шариком и Филиппом Филипповичем, задумался я и о Владимире Владимировиче Бортко... Но об этом - позже...