Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Насколько прочный Имперский кирпичЪ в стенах построек на Бологое-Полоцкой ж.д.?

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

О чем казалось бы может рассказать обычный старый кирпич? Да о многом, особенно если этот кирпич с клеймом. Недавно на днях, изучая окрестности бывшего локомотивного депо Осташков ТЧ-34 Бологое-Полоцкой дороги постройки 1902-1906гг., решил более детально рассмотреть одну из развалин на его территории. Там я и натолкнулся вот на такой необычный кирпич с клеймом "И.П.М." Тут же, открыв браузер в телефоне, и вбив в поисковик ключевую фразу: "кирпич с клеймом "И.П.М.", вот что сразу же мне удалось найти в сети интернет:

Эти кирпичи изготовлялись на заводе выходца из крестьянской семьи купца Ивана Петровича Максимовского близ деревни Новой на левом берегу Невы. Завод был построен в 1897 году и сначала принадлежал С.С. Сазонову. Кроме клейма «И.П.М.» завод также использовал знак «Максимовский». Завод, которым впоследствии владела фирма «наследники Максимовского», просуществовал до 1917г. На заводе работало чуть более 100 рабочих.
Фото с сайта www.starinnyj-dvorik.ru
Фото с сайта www.starinnyj-dvorik.ru

Это уже что-то. Годы существования кирпичного завода Максимовского с 1897-1917гг. говорят нам о том, что эта постройка дореволюционная. Вот так выглядит она выглядит сегодня, на ней я и обнаружил кирпич с клеймом.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Судя по характеру разрушений, этой постройке не слабо досталось от Люфтваффе в страшные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., утюжившими ежедневно бомбардировками депо Осташков и ветку Бологое-Полоцк начиная с июля 1941г. и по февраль 1943г. Несмотря на прямое попадание, можно сказать, что это здание его достойно выдержало, лишь опрокинувшись набок, полностью сохранив при этом форму постройки в несущих стенах. Дореволюционное качество кирпича и самой выполненной из него кладки!

 Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Да, сегодня настолько качественно уже и не делают. А то и вовсе зачастую современные производители откровенно говоря халтурят. Неужели спустя век с лишним утеряли технологию? Да нет, скорее всего не технологию, а совесть потеряли, в погоне за наживой. Ну что вот например это такое? Ещё не успел даже побывать в стенной кладке, а уже весь рассыпается.

-5

А технология изготовления качественного кирпича простая

Старинный полнотелый кирпич с клеймом, производили из натуральной глины и ила со дна реки или другого водоёма, с добавлением только песка и немного воды, обожженный согласно продуманной технологии, проверенный в деле и несущий знак качества в виде клейма производителя. Ведь если производитель уверен в долговечности и надежности материала, он не побоится нанести на него свое имя или название фабрики.

Поискав ещё информацию в сети по этой теме, обнаружил что когда-то, до революции, в нашей стране существовало несколько десятков, если не сотен производителей красного кирпича с клеймом, причем как частных заводов, так и казённых.

Один из стендов с образцами старинных кирпичей в Музее российских железных дорог в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев
Один из стендов с образцами старинных кирпичей в Музее российских железных дорог в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев

Определить что же все-таки это было за здание на территории локомотивного депо и для чего использовалось мне пока не удалось, на схеме построек станции Осташков из "Альбома типовых и исполнительных чертежей 1902-1906гг."оно не указано. На схеме где оно ориентировочно находится я его отметил красным цветом. Возможно оно было построено позднее, в период с 1906г. по 1917г.

-7

Однако одно с уверенностью можно сказать точно по прошествии многих лет - поставщик кирпича для построек на Бологое-Полоцкой линии из которого были выполнены все эти водонапорные башни, здания вокзалов на станциях III класса, керосиновые погреба и т.д. действительно держал достойно свою марку качества.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!