Найти тему
Пойдем в кино

Бунт глубинного народа

Фильм «Мы» в совсем еще новом, но очень популярном, жанре — социальный хоррор, создан для того, чтоб его трактовки заполонили социальные сети, рецензии любителей и скептически настроенных профессионалов. В зависимости от культурного бэкграунда, веры и просто уникальности своего сознания, люди будут препарировать фильм на кусочки, зачастую игнорируя его целостность, и объяснять, объяснять, объяснять.

В отличие от примитивных фильмов, в которых концовка разжевывает даже очевидное, новый фильм Джордана Пила оставляет больше вопросов, чем ответов. А нам, людям, живущим в 21 веке, хочется иметь ответы на все вопросы (и желательно в первых 10 ссылках поиска Гугл). А для тех, кто пользуется Яндексом — моя статья.

Новый фильм Пила, прошумевшего всего пару лет назад своим режиссерским дебютом «Прочь», начинается с вполне привычной истории про то, как в детстве девочка встретилась с потусторонним. Годы психоанализа сделали из испугавшегося до онемения ребенка полноценного члена общества, настолько правильного, что просто загляденье. У нее прекрасный муж, двое детишек, куча свободного времени и средства для красивого отдыха в Санта-Круз. В друзьях у семейства такие же представители среднего класса — люди, у которых исполнилась американская мечта.

Собственно их сценарист и режиссер сделал главной мишенью. Зритель сначала слишком долго наблюдает за их идеальной жизнью, а потом на их борьбу с безумными репликами из «подземного мира». Когда начинается экшен, в зале становится гораздо живее, потому что Пилу удается держать напряжение. Монструозное семейство, убивающее своих допельгангеров вышло колоритное, зловещее. Особенно хороши женские образы от Лупиты Нионго (Аделаида и ее двойник — Рэд) и Шахади Райт Джозеф (дочка и её двойник).

-2

Основной метод, которым создатели фильма сохраняли напряжение — недоказанность. Загадочный стих Иеремия 11:11, вокруг которого много тумана, оказывается гласит: «Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их». И это ничего не объясняет.

Происхождение двойников, вскользь, открывается в финальном монологе злодейки — их создало правительство для буквальных манипуляций живущими на поверхности Земли людьми. И это тоже ничего не объясняет.

Финальный финт, призванный расставить на свои места, то о чем вы и так догадываетесь, за скомканные пять минут только добавляет вопросов. Аделаида, оказывается подмененной в детстве на «связанную» с ней Рэд. А вы и так обратили внимание, что она жалеет детей-дубликатов, которые ставят единственной целью убить её родных отпрысков. А. когда она с точностью знает, куда свернуть в бесконечных (настолько, что даже смешно) катакомбах, у вас не должно оставаться сомнений. В общем, этот «неожиданный» поворот, опять ничего не объясняет.

-3

Видимо, все это стоит рассматривать как большую, и не очень филигранную аллегорию, в которой Пил грозит современной трамповской Америке восстанием масс. Ведь, на вопрос главной героини к двойникам «Кто вы?», те отвечают уверенно — «Мы американцы». Да, и название US (англ. мы) можно трактовать не только дословно, но как сокращение от United States (англ. Соединенные Штаты).

Актуально, конечно. Но стоило ли таких стараний? Мне кажется, даже двух часов кровавой возни на экране не стоило.

Конечно, есть в фильме симпатичные многоходовые загадочки, например, с этими цифрами 11. Во-первых, конечно, 11 — это число двойник. 11:11 — не только стих из Писания, но и время, в которое происходит нападение «связанных». В детстве главная героиня смотрит рекламу акции «Hands Across America» в 11-часовом выпуске на 11-м канале. Это последнее, что она ярко запоминает из своей наземной жизни и из чего и организует ужасающую акцию восстания.

-4

Есть и отсылки к мировым шедеврам жанра — тут и майка с «Челюстями» и две сестры близняшки из «Сияния» и кожаная перчатка Фредди Крюгера из «Кошмара на улице Вязов». Даже близкая каждому ребенку история, как после просмотра клипа, он от страха не мог уснуть в темноте, припасена. (В случае Аделаиды это «Триллер» Джексона, в моем — «Файерстартер» Продиджи. А в вашем?)

Но мне почему-то все равно этого не достаточно, чтоб объявить фильм однозначно состоявшимся. Может мне не хватает культурного багажа, связанного со знанием истории США, а может просто очень хороший сценарист Джордан Пил, увлекшись пасхалочками (кстати, кролики в фильме должны отсылать нас к Пасхе, потому что это фильм, по словам режиссера, о пришествии мессии) забыл об основной цели своего фильма. В общем «Мы» получились значительно слабее, чем «Прочь» и, если вы не хотите портить себе впечатление, этот фильм можно пропустить.