В начале марта вышла долгожданная «Devil may cry 5», продолжение легендарного слешера. Игра получила свои заслуженные похвалы и надолго останется в памяти геймеров. Однако будучи великолепно выполненной с точки зрения геймплея, в отношении остальных элементов игра оказалась слабовата. В 2013 году серию уже пытались перезапустить, чего большая часть геймеров принять не смогла (хотя автор этих строк считает перезапуск отличной и незаслуженно провалившейся игрой). Поэтому сейчас авторы попытались вернуться к истокам серии, и во многом переборщили. Попробуем разобраться в чём именно. Сразу оговорюсь о двух важных вещах:
1) Игра шикарная. Просто разработчики совершили некоторые очень обидные ошибки.
2) СПОЙЛЕРЫ!
Авторы понимали, что у серии есть костыли, которые современный игрок не примет, вроде постоянной беготни по одним и тем же местам туда и обратно. Но также они помнили провал перезапуска, пусть его и делали другие люди. Многие костыли убрали, но в то же время работавшие элементы были банально скопированы. Скопированы почти без доработки, просто в виде самоповтора.
Начнём сразу с самого главного спойлера игры, и самого большого слона в этой комнате – Вергилия, брата-близнеца Данте. Его образ в пятой части является одной большой иллюстрацией фразы «ничему жизнь не учит». Давайте вспомним его биографию. Всю свою юность он постоянно сражался и конфликтовал с братом. В погоне за силой позволил Аркхему (злодей 3 части) обмануть и использовать себя. Для победы над Аркхемом объединился с Данте, и всё равно захотел МОАР ПАВЕР. Отхватил от Данте. Попал в мир демонов, где получил по башке от владыки демонов Мундуса. Мундус превратил его в своего слугу Нело Анжело, который несколько раз огрёб от Данте, когда тот пошёл разбираться с архидемоном. В пятёрке он в состоянии разлагающегося непонятно чего не нашёл ничего лучше, чем разделить себя на человеческую и демоническую сущность. И даже будучи человеком он никак не проникся тем, что люди из-за него умирают, и вообще пора начать исправлять ошибки. Вместо этого он просто восстанавливается в самого себя (причём в пятёрке он становится жутко похож на Джеймса Франко). И всё сводится к Неро, врывающемуся в потасовку двух братьев и орущему «БАТЯ, ПРИЗНАЙ МЕНЯ». Батя получает по лицу и реально признает. Но делает он это жутко лениво. Типо: «ну ок, ладно, вы набили морду антагонисту, значит антагонист должен исправиться, хотя стоп, антагонист же я, блин». Просто посмотрите ещё раз на всё это и попробуйте прикинуть, сколько возможностей для роста персонажа здесь упущено.
Но разработчики не смогли сделать шаг вперёд. Потому что они хотели вернуть игру к истокам, как можно ближе к третьей части, считающейся лучшей в серии. Поэтому двое братьев должны вынужденно объединиться (опять), потом несколько раз подраться (опять), и финальный бой должен произойти на вершине какой-то демонической высотки (опять), которая появилась при участии Вергилия (опять), который хочет МОАР ПАВЕР (опять).
Самое обидное, что авторы создали предпосылки для эволюции Вергилия, но никак ими не воспользовались. Вспомните миссию, где Данте должен пройти через демонов, которые дрались за V – Грифона, Тень и Кошмара. Они открытым текстом говорят Данте, что являются порождениями психики Вергилия. И даже сразились с Данте ради того, чтобы умереть и пожелать ему победы. Т.е. у Вергилия есть предпосылки для раскаяния, осознания того, что он совершает постоянные ошибки. Но сценаристы этим не воспользовались. Можно конечно додумать, что вот, поэтому Вергилий, получив по башке, так легко переметнулся, но звучит это неубедительно, и не похоже на какую-то задумку сценаристов, скорее додумывание за них.
Также следует обратить внимание на то, насколько консервативно подошли авторы к тому, что окружает главных героев. Снова посреди города возникла демоническая высотка, только на этот раз из корней. Босс Голиаф выглядит точь-в-точь как Беовульф из трёшки, хотя и имеет другие атаки. Мы снова встречаемся с конём Герионом, которого побеждали в третьей части. А столкновение с Цербером является одной большой цитатой (угадаете из какой части?). Заодно угадайте кто был финальным боссом в DMC3. Игрокам настолько хотели напомнить о золотом времени серии, что почти не обработали старый материал.
Если отвлечься от изначально обозначенной темы, то хочется отметить, что боссы в пятёрке – это позор для серии. Они абсолютно безлики. В тройке и четвёрке почти каждая катсцена (особенно в исполнении Данте) перед битвой с боссом и после неё запоминалась. Как Данте нагло уселся на хвост огненному владыке, как он катался на ракете после победы над Цербером. А здесь просто сцены появлений, и ничего более. Такого попросту быть не должно, это не уровень Devil May Cry. Если бы в игре были хорошие, стильные и красивые сцены встреч и побед над боссами, то скорее всего и предыдущий абзац даже не появился бы.
Левелдизайн игры также является костылём. Да, авторы больше не заставляют нас бегать туда-сюда по одним и тем же местам. Теперь они заставляют нас бегать по одинаковым местам. Как бы люди не ругались на то, что в четвёртой части мы тоже шли сначала в одну сторону, а потом этой же дорогой обратно, но там хотя бы были разные локации: джунгли, замок, ледяная пустошь. А здесь же только город и корни. Кстати, угадайте, где ещё всё действо проходило практически в одном месте?
Единственное, к чему из ряда само повторов придираться не хочется – это оружие. Это связано с тем, что геймплей за Данте, которому выдали кучу оружия из третьей части был очень разнообразен и глубок в течение всей серии. И авторы пошли в правильном направлении, углубив его ещё больше. Если бы игра была только про Данте, она всё равно великолепно проходилась бы. Тем более, что в плане оружия был сделан правильный ход. 3 повторяющихся в течение серии рукопашных оружия получили несколько своих вариаций: мечи меняются по ходу игры, броня и нунчаки имеют разные режимы. Даже базуку можно модифицировать с помощью секретки.
Если бы все остальные перечисленные элементы прошли такую же разумную эволюцию, то игра была бы в разы лучше. Но разработчики слишком хотели вернуть нам «тот самый Devil may cry», который ждали 10 лет. Однако на месте стоять нельзя. Когда Хидэки Камия - «отец» серии, ныне отошедший от неё, - в каждом своём проекте проводит эксперименты, DMC просто не имеет права стоять на месте. Впрочем, как уже говорилось в начале, игра всё ещё великолепна, и мы с нетерпением ждём, когда нам вновь дадут стильно покромсать демонов под крутую музыку.