Найти тему

Российская Лапландия, часть 7 — Сафоново, музей ВВС Северного флота (продолжение)

Начало

Самая интересная (на мой взгляд, разумеется) часть этого музея — ангар с авиационной техникой разных лет выпуска, которая состояла на вооружении ВВС Северного флота. Единственный недостаток данной экспозиции — техника понаставлена вплотную друг к другу, поэтому сделать хорошие фотки просто нереально. Так что заранее извиняюсь.

Перед входом в ангар стоит некий паровоз.

Вот даже не знаю, каким местом он относится к авиации. Хотя, если вспомнить анекдот и стишки про «мирный советский трактор»…

Когда родной колхоз был занят важным делом-
Посеять на полях гречиху поскорей
Советский мирный трактор подвергся артобстрелу
Шести крупнокалиберных китайских батарей.
Он отстегнул прицеп и запустил локатор,
Работу автоматики проверил поскорей.
Ответил тракторист одним могучим залпом
И уничтожил шесть китайских батарей.
А после, слив бензин и разогнав реактор,
Он быстро допахал гречиху и овёс.
Поднялся в небеса советский мирный трактор
И полетел обратно в свой родной колхоз.
А после, в интервью какой-то из редакций,
Наш бригадир сказал, как будто невзначай
Что в случае повторения подобных провокаций
На поле вместо трактора мы выпустим комбайн.

…то, возможно, и паровоз не так прост, как кажется. :)

Впрочем, в комментариях мне подсказали, что это за паровоз такой - в 2016 году он был поднят со дна Баренцева моря и отреставрирован вместе с несколькими "Шерманами", зенитным орудием, асфальтоукладчиками и т.д. А на дно моря все это попало следующим образом - транспорт "Томас Дональдсон", входивший в состав полярного конвоя JW-65, доставлявшего в СССР разную технику по ленд-лизу, был торпедирован немецкой подлодкой, потерял ход, но некоторое время держался на плаву, и его даже попытались отбуксировать в Мурманск. Однако через некоторое время он все же затонул.

Рядом с ангаром выставлено несколько сравнительно современных самолетов.

-2

Судя по очертаниям — все МиГи.

Внутри ангара нас встречает небольшой грузовичок.

ЗИС-5

-3

Использовался в качестве аэродромной машины — боеприпасы подвезти к самолетам и всякое такое.

МБР-2

-4

Уже упоминавшаяся в прошлой части летающая лодка. Только там она была представлена в виде фоток и моделей, а тут в натуральную величину.

И-16

-5

Советский истребитель, разработанный в начале 30-х годов в ОКБ Поликарпова и получивший среди пилотов кличку «Ишак». Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Фюзеляж небывало короткий — меньше 6 метров в длину (как машина премиум сегмента) и практически полностью сделан из дерева, фанеры и полотна.  Во время гражданской войны в Испании и в конфликте на Халхин-Голе весьма успешно сражался с немецкими, итальянскими и японскими самолетами. Но к началу Великой Отечественной войны устарел и по всем параметрам уступал немецким истребителям. Тем не менее, к этому времени было выпущено более 10 000 различных модификаций И-16, поэтому он оставался основным советским истребителем до начала 1942 года. К концу войны данный самолет уже не мог догнать даже немецкие бомбардировщики, поэтому в 1944 году был выведен из эксплуатации. На И-16 успели полетать многие известные пилоты, например, храбрый летчик Талалихин (небо бороздил и нечаянно совсем в фашиста угодил) совершил на этом самолете ночной воздушный таран над Москвой.

И-153

-6

Еще один истребитель Поликарпова, получивший прозвище «Чайка» из-за верхнего крыла, выполненного по одноименной схеме. Довольно успешно повоевал с японцами и с финнами, но к началу ВОВ устарел технически, поскольку не мог гоняться даже с бомбардировщиками противника, не говоря уж об истребителях. Так что эти самолеты переделали в легкие штурмовики, оснастив их бомбами и неуправляемыми реактивными снарядами РС-82.

СБ 2М-103

-7

Средний скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ Туполева — было выпущено 6 656 штук. Существовало почти два десятка модификаций данного самолета, некоторые из которых действительно были довольно шустрыми, во всяком случае летали быстрее обоих вышеописанных истребителей.

Messerschmitt Bf.109G2

-8

Одна из многочисленных модификаций самого известного немецкого истребителя, являющегося вторым по массовости самолетом в истории — всего было выпущено 34 852 экземпляра.

Ил-2

-9

А вот и самый массовый самолет в истории — советский штурмовик, получивший прозвища «летающий танк», «бетонный самолет», «черная смерть». Всего было изготовлено 36 163 машины.

Hawker Hurricane Mk IIA

-10

Британский истребитель, поставлявшийся в СССР в качестве военной помощи. Как я уже писал в прошлой части, самолеты доставлялись в Мурманск в полуразобранном виде, упакованные в большие деревянные ящики. Ящики пилотам понравились, поскольку из них можно было сколотить жилье, а самолеты понравились намного меньше — во-первых, они были довольно нежными и не особо комфортно чувствовали себя в условиях Заполярья, а во-вторых, хотя они в начале войны и выглядели чудом техники сравнительно с «Ишаками» и «Чайками», но уже через год по своим характеристикам сильно отставали от новых и модернизированных истребителей противника, а также от свежих образцов советской техники. Но, поскольку нельзя было просто так взять и выкинуть даже не очень хороший самолет, то аэродромные технари кустарным способом пытались модернизировать Харрикейны.

Ил-4Т

-11

Одна из модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3. Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны. А так, крайне неудачный самолет — слабые двигатели, отвратительная управляемость, ужасная устойчивость, требующая постоянной работы штурвалом и педалями и еще куча всяких недостатков, типа отваливающейся при посадке кабины штурмана. К тому же, во время Зимней войны финские истребители нашли у этого бомбардировщика мертвую зону сзади-снизу. Для защиты от такой беды на Ил-4 поставили нижнюю турель, что еще сильнее ухудшило устойчивость самолета. В итоге, из 6883 машин различных модификаций, абсолютное большинство было потеряно в боях и авиакатастрофах, а выжившие экземпляры оперативно списаны. На фото, как можно догадаться, самолет модификации торпедоносец.

Як-7

-12

Советский истребитель, поступивший на вооружение в конце 1941 года и позволявший на равных сражаться с любыми самолетами противника. К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный Як-9, ставший впоследствии самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.

Як-9М

-13

А вот и одна из модификаций самого массового советского истребителя тех времен — всего было построено 16 769 самолётов. Весьма успешный самолет, без труда конкурировавший с немецкими Вf 109 и FW-190. Эксплуатировался вплоть до появления реактивной авиации в виде МиГ-15.

Продолжение следует…

Следующая часть