Самая интересная (на мой взгляд, разумеется) часть этого музея — ангар с авиационной техникой разных лет выпуска, которая состояла на вооружении ВВС Северного флота. Единственный недостаток данной экспозиции — техника понаставлена вплотную друг к другу, поэтому сделать хорошие фотки просто нереально. Так что заранее извиняюсь.
Перед входом в ангар стоит некий паровоз.
Вот даже не знаю, каким местом он относится к авиации. Хотя, если вспомнить анекдот и стишки про «мирный советский трактор»…
Когда родной колхоз был занят важным делом-
Посеять на полях гречиху поскорей
Советский мирный трактор подвергся артобстрелу
Шести крупнокалиберных китайских батарей.
Он отстегнул прицеп и запустил локатор,
Работу автоматики проверил поскорей.
Ответил тракторист одним могучим залпом
И уничтожил шесть китайских батарей.
А после, слив бензин и разогнав реактор,
Он быстро допахал гречиху и овёс.
Поднялся в небеса советский мирный трактор
И полетел обратно в свой родной колхоз.
А после, в интервью какой-то из редакций,
Наш бригадир сказал, как будто невзначай
Что в случае повторения подобных провокаций
На поле вместо трактора мы выпустим комбайн.
…то, возможно, и паровоз не так прост, как кажется. :)
Впрочем, в комментариях мне подсказали, что это за паровоз такой - в 2016 году он был поднят со дна Баренцева моря и отреставрирован вместе с несколькими "Шерманами", зенитным орудием, асфальтоукладчиками и т.д. А на дно моря все это попало следующим образом - транспорт "Томас Дональдсон", входивший в состав полярного конвоя JW-65, доставлявшего в СССР разную технику по ленд-лизу, был торпедирован немецкой подлодкой, потерял ход, но некоторое время держался на плаву, и его даже попытались отбуксировать в Мурманск. Однако через некоторое время он все же затонул.
Рядом с ангаром выставлено несколько сравнительно современных самолетов.
Судя по очертаниям — все МиГи.
Внутри ангара нас встречает небольшой грузовичок.
ЗИС-5
Использовался в качестве аэродромной машины — боеприпасы подвезти к самолетам и всякое такое.
МБР-2
Уже упоминавшаяся в прошлой части летающая лодка. Только там она была представлена в виде фоток и моделей, а тут в натуральную величину.
И-16
Советский истребитель, разработанный в начале 30-х годов в ОКБ Поликарпова и получивший среди пилотов кличку «Ишак». Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Фюзеляж небывало короткий — меньше 6 метров в длину (как машина премиум сегмента) и практически полностью сделан из дерева, фанеры и полотна. Во время гражданской войны в Испании и в конфликте на Халхин-Голе весьма успешно сражался с немецкими, итальянскими и японскими самолетами. Но к началу Великой Отечественной войны устарел и по всем параметрам уступал немецким истребителям. Тем не менее, к этому времени было выпущено более 10 000 различных модификаций И-16, поэтому он оставался основным советским истребителем до начала 1942 года. К концу войны данный самолет уже не мог догнать даже немецкие бомбардировщики, поэтому в 1944 году был выведен из эксплуатации. На И-16 успели полетать многие известные пилоты, например, храбрый летчик Талалихин (небо бороздил и нечаянно совсем в фашиста угодил) совершил на этом самолете ночной воздушный таран над Москвой.
И-153
Еще один истребитель Поликарпова, получивший прозвище «Чайка» из-за верхнего крыла, выполненного по одноименной схеме. Довольно успешно повоевал с японцами и с финнами, но к началу ВОВ устарел технически, поскольку не мог гоняться даже с бомбардировщиками противника, не говоря уж об истребителях. Так что эти самолеты переделали в легкие штурмовики, оснастив их бомбами и неуправляемыми реактивными снарядами РС-82.
СБ 2М-103
Средний скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ Туполева — было выпущено 6 656 штук. Существовало почти два десятка модификаций данного самолета, некоторые из которых действительно были довольно шустрыми, во всяком случае летали быстрее обоих вышеописанных истребителей.
Messerschmitt Bf.109G2
Одна из многочисленных модификаций самого известного немецкого истребителя, являющегося вторым по массовости самолетом в истории — всего было выпущено 34 852 экземпляра.
Ил-2
А вот и самый массовый самолет в истории — советский штурмовик, получивший прозвища «летающий танк», «бетонный самолет», «черная смерть». Всего было изготовлено 36 163 машины.
Hawker Hurricane Mk IIA
Британский истребитель, поставлявшийся в СССР в качестве военной помощи. Как я уже писал в прошлой части, самолеты доставлялись в Мурманск в полуразобранном виде, упакованные в большие деревянные ящики. Ящики пилотам понравились, поскольку из них можно было сколотить жилье, а самолеты понравились намного меньше — во-первых, они были довольно нежными и не особо комфортно чувствовали себя в условиях Заполярья, а во-вторых, хотя они в начале войны и выглядели чудом техники сравнительно с «Ишаками» и «Чайками», но уже через год по своим характеристикам сильно отставали от новых и модернизированных истребителей противника, а также от свежих образцов советской техники. Но, поскольку нельзя было просто так взять и выкинуть даже не очень хороший самолет, то аэродромные технари кустарным способом пытались модернизировать Харрикейны.
Ил-4Т
Одна из модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3. Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны. А так, крайне неудачный самолет — слабые двигатели, отвратительная управляемость, ужасная устойчивость, требующая постоянной работы штурвалом и педалями и еще куча всяких недостатков, типа отваливающейся при посадке кабины штурмана. К тому же, во время Зимней войны финские истребители нашли у этого бомбардировщика мертвую зону сзади-снизу. Для защиты от такой беды на Ил-4 поставили нижнюю турель, что еще сильнее ухудшило устойчивость самолета. В итоге, из 6883 машин различных модификаций, абсолютное большинство было потеряно в боях и авиакатастрофах, а выжившие экземпляры оперативно списаны. На фото, как можно догадаться, самолет модификации торпедоносец.
Як-7
Советский истребитель, поступивший на вооружение в конце 1941 года и позволявший на равных сражаться с любыми самолетами противника. К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный Як-9, ставший впоследствии самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.
Як-9М
А вот и одна из модификаций самого массового советского истребителя тех времен — всего было построено 16 769 самолётов. Весьма успешный самолет, без труда конкурировавший с немецкими Вf 109 и FW-190. Эксплуатировался вплоть до появления реактивной авиации в виде МиГ-15.
Продолжение следует…