Найти тему

Почему с возрастом время летит всё быстрее, с точки зрения физики

Многие люди замечают, что с возрастов ощущение времени меняется. Кажется, что время летит. Казалось бы, только недавно учился в университете, а тут сын уже в том же вузе на третьем курсе. У всех нас есть подобные истории, от долгих дней детства и бесконечных часов занятий в школе, до дней, месяцев и лет, которые сейчас проходят как в тумане, со словами - было как вчера... Но одновременно бывает и впечатление, что одни дни проходят медленнее, чем другие. «Более медленные» дни полны продуктивности, событий и воспоминаний о том, что произошло. Эти субъективные временные механизмы не имеют ничего общего с циркадными ритмами.

Примечание: в видео больше примеров и графики

Если кто-то не заметил эту разницу между медленными и быстрыми днями, то следует обратить на это внимание, потому как в этом различии и лежит объяснение загадки восприятия времени, согласно статье физика-теоретика Адриана Бежана из университета Дюка в США. Хотя стоит учесть, что есть ещё и другие аспекты, включая и химию мозга, которые не рассматривал автор, но они также влияют на восприятие времени, они участвуют в ситуациях, когда время летит если мы весело проводим время и тянется, когда мы стоим в пробке или ждём конца рабочего дня. Также продуктивные дни случаются, когда тело и разум отдыхают, после периодов регулярного сна.

Спортсмены усердно изучают соотношение между хорошим отдыхом и скоростью проходящего времени. Отсутствие отдыха затормаживает восприятие. У молодых студентов тоже проявляется этот эффект, на экзаменах, к примеру. Отдохнувший ум имеет больше времени, чтобы пройти через проблемы, найти ошибки, вернуться к началу и попробовать снова. Недостаток сна, из-за зубрёжки ночью перед экзаменом, заставляет время проходить быстрее в течение экзаменационного периода, и человек успевает выполнить только часть заданий. Что тоже неплохо, если до этой ночи студент, вообще ничего не знал... Сегодня многие молодые люди испытывают искажение времени, потому что они проводят слишком много времени в интернете. Это имеет серьёзные последствия начиная от недостатка сна и изменения настроения до психических расстройств. Вот почему важно понимание физической основы того, как люди воспринимают течение времени. Время представляет собой воспринимаемые изменения в наблюдаемых фактах, таких как визуальные образы. Человеческий разум воспринимает реальность (природу, физику) через образы, которые возникают, когда визуальные входы достигают коры головного мозга. Ум чувствует «изменение времени», когда меняется воспринимаемый образ. Стрела времени в физике — это целенаправленная последовательность изменений конфигурации потока, направление которого продиктовано конструктивным законом. Настоящее отличается от прошлого, потому, что мысленное видение изменилось, а не потому, что чьи-то часы тикают. Однако физическое время отличается от времени в нашем сознании.

-2

Помимо этого, время, которое воспринимает отдельно взятый человек, отличается от времени, воспринимаемого другими. Почему? Да потому что молодой мозг получает больше образов в течение одного дня, чем тот же мозг в старости. Иначе говоря, если продолжительность жизни измеряется количеством воспринимаемых в течение жизни образов, то частота мысленных образов в молодости выше, чем в старости. Визуальные материалы, которые перемещаются в мозг человека, чтобы стать мысленными образами – или «отражениями» реальности, прерывисты. Они происходят через определённые интервалы времени (t1) и должны перемещаться в мозг на расстояние (L) с определённой скоростью (V).

В случае со зрением, t1 - временной интервал между последовательными саккадами — это быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении.

-3

С помощью саккад происходит изменение точки фиксации взора. Время, необходимое одному мысленному образу для перемещения из сенсорного органа в кору - t2, примерно равное расстоянию, делённому на скорость (L / V). В течение жизни расстояние (L) увеличивается пропорционально увеличению массы тела М до степени 1/3, и, как и все явления роста, масса тела со временем увеличивается по S-образной кривой.

-4

Но не всё так просто, длина, пройденная входными сигналами от внешних датчиков к коре, на самом деле больше чем расстояние по прямой линии, и она также увеличивается с возрастом. Причина в сложность и непрямолинейности пути, по которому проходит один сигнал для достижения одной точки в мозге. Это расстояние также возрастает по мере роста мозга и усложнения древовидных путей потока. Общая тенденция направлена на то, что расстояние увеличивается с возрастом, а скорость уменьшается из-за старения или деградации путей потока. Ключевая особенность заключается в том, что физическое время (совокупный эффект t1 и t2), необходимое для возникновения одного ментального образа, монотонно увеличивается в течение жизни человека. В результате чего, частота мысленных образов уменьшается монотонно и неравномерно (т. е. не с постоянной скоростью). Учитывая вышесказанное, можно сделать два обобщающих вывода:

а) в юности количество записанных мысленных образов в единицу времени больше;

б) "скорость" времени, которую мысленно воспринимает человек, должна увеличиваться с течением жизни. Соответственно и скорость, с которой физические часы "тикают" во время одного изменения ментального образа, увеличивается с возрастом.

Несоответствие тактов часов и изменений, воспринимаемых умом, объединяет многочисленные наблюдения и измерения, накопленные в литературе, особенно при изучении зрения и познания.

Из исследований, на которые ссылается автор известно, что при естественных условиях наблюдения, нормальный взрослый человек делает 3–5 быстрых, строго согласованных движений глаз в секунду (саккад), разделённых периодами 200–300 миллисекунд, в течение которых глаза не делают больших или быстрых движений. Эти периоды обычно называют «фиксациями». Если изображение сетчатки в целом не может двигаться (в результате успешных добровольных попыток не двигать глазами или с помощью технических средств), зрение быстро становится размытым, и восприятие изображения на сетчатке полностью исчезает в течение 10 секунд. Исследователи объясняют, что крайне неоднородная структура сетчатки приматов, с чрезвычайно высокой плотностью рецепторных и ганглиозных клеток в центре, специализированной ямкой и быстрым снижением плотности клеток к периферии, делает практически невозможным однородное и одновременное восприятие всего поля зрения без какого-либо перемещения центральной ямки из жёлтого пятна сетчатки глаза в различные положения и получение и интеграцию информации из этих последовательных «взглядов».

-5

Наличие ямки требует, как глазных движений, так и периодов фиксации, то есть активного подавления саккадических движений глаз или механизма последовательной фиксации точек, когда видимое окружение постоянно движется перед глазами. Хотя время реакции саккад относительно стабильно (200–250 миллисекунд), у младенцев время фиксации короче, чем у взрослых. У приматов существует постоянная связь между продолжительностью, пиковой скоростью и амплитудой саккад, известной как «основная последовательность», в которой траектории этих движений развивались в направлении оптимизации компромисса между точностью и скоростью движения глаз. Что также согласуется с физической основой человеческого предпочтения прямоугольных дисплеев, так называемого «золотого сечения», которое быстрее всего сканируется глазами человека. В результате взаимодействия афферентных («приносящих»), центральных и эфферентных («выносящих») нейронных процессов мы воспринимаем целостное и стабильное поле зрения, оно может служить рамкой, внутри которой мы видим движение, и где мы движемся сами или части нашего тела. Ещё одни исследования показали, что, когда система быстрого движения глаз утомляется, саккады становятся медленнее, и меняется стратегия неврологического контроля. Термин «усталость» используется в широком смысле, как «группа явлений, связанных с ухудшением или потерей работоспособности и навыков». Интуитивное представление о том, что мир воспринимается как постоянный поток непрерывного восприятия, ставится под сомнение в современной литературе. Обсуждались экспериментальные данные, подтверждающие мнение о том, что восприятие может быть прерывистым. Обработка визуальной информации аналогична механизму выборки и хранения в технике, как в аналоговых и цифровых преобразователях. А также отмечается, что мозг функционирует так, что мы сознательно воспринимаем только наиболее вероятное решение, а не запутанное многообразие возможностей, которые возникают при бессознательной обработке. Период интеграции бессознательного - это период создания смысла.

-6

За прерывистым сознательным восприятием следует бессознательная обработка с течением времени. Эти два способа поглощения входов из окружающей среды аналогичны всем другим потокам от точки (например, глаза) к ёмкости (например, мозгу). Сознательное восприятие и последующая бессознательная обработка являются фазами «вторжения» и «консолидации» или закрепления информации, универсального феномена S-образной кривой. Мишель Чиккини и соавторы изучали классическую модель восприятия времени, в ней рассматриваются единые централизованные часы, которые идут с постоянной скоростью. Они отмечают, что многие экспериментальные данные, похоже, ставят под сомнение эту модель. А способность обращать «внимание» может модулировать скорость часов и, следовательно, продолжительность событий. Этот механизм также работает и в случае, когда человек чем-то увлечён или что-то ждёт. Многие исследования показали, что самый неожиданный стимул в цепи событий воспринимается дольше, вероятно, потому, что он привлекает более мимолётное внимание или потому, что событие менее предсказуемо. Бруно и соавторы продемонстрировали, что кажущаяся продолжительность движения визуальных объектов больше при более высоких скоростях, чем при более низких. Пеппелем и соавторы утверждали, что когнитивные процессы не могут быть поняты без их динамики во времени. Кроме того, некоторые логистические проблемы, с которыми приходится иметь дело мозгу, требуют также понимания скорости обработки. Дэвидом Иглманом и другими обсуждалась иллюзия задержки вспышки, когда вспышка и движущийся объект в одном и том же месте кажутся смещёнными. Или как видно на видео, когда объект движется по непрерывной траектории, его можно увидеть впереди истинного положения по отношению к непредсказуемому событию, такому как прерывистая вспышка.

-7

Кстати, если просмотреть видео несколько раз с демонстрацией фактического положения вспышки, мозг это запомнит и событие станет предсказуемым, а стало быть, и скорость обработки сократиться. По поводу иллюзии задержки вспышки исследователи предложили альтернативу, в которой визуальное осознание не является ни прогнозным, ни интерактивным, но является постдиктивным или проще говоря, включает в себя объяснение после свершившегося события. Так что восприятие времени вспышки, является функцией событий, которые происходят через ~ 80 миллисекунд после самой вспышки. Интерполяция прошлого является единственной структурой, которая объясняет феномен такого «запаздывания».

Кстати, постдикция, которая включает в себя объяснение после факта, при скептицизме считается следствием предвзятого предубеждения или ошибки хайндсайта, с выражениями по типу «я знал это с самого начала» или «я так и знал». (Если знал, то почему не принял меры?) Скептики используют этот термин в ответ на заявления экстрасенсов, астрологов и других паранормалистов о том, что они предсказали событие, когда первоначальное предсказание было расплывчатым, всеобъемлющим или иным образом неочевидным. Большинство предсказаний таких фигур, как Нострадамус и Ванга, описывают будущее с такой, казалось бы, преднамеренной неопределённостью и неоднозначностью, что практически невозможно сделать интерпретацию предсказания перед событием. Это делает их фантазии бесполезными в качестве инструментов прогнозирования. Однако после того, как событие произошло, экстрасенсы или их сторонники, притягивают их за уши, используя избирательное мышление — подчёркивая «попадания» и игнорируя «промахи».

Но возвращаясь к статье...

Другие исследователи, такие как Руфин ВанРуллен и Кристоф Кох примирили незаслуженно заброшенную тему дискретного или прерывистого восприятия с современными взглядами и достижениями в нейробиологии. Брайан Хэйнлайн и соавторы показали, что как у детей, так и у взрослых были обнаружены линейные зависимости между пиковыми скоростями быстрых движений глаз и их амплитудами (основные последовательности).

-8

А что касается эффекта старения, Шарп и Джексон исследовали горизонтальные саккады у нормальных людей молодого, среднего и пожилого возраста. Саккады были выявлены в ответ на три целевых условия: предсказуемые, прямые по амплитуде и времени; непредсказуемые амплитуды и направления через равные промежутки времени; и непредсказуемо рассчитанные цели с предсказуемой амплитудой и направлением. Пиковые скорости были значительно снижены у пожилых людей, когда амплитуда и направление цели были предсказуемы. Задержки у пожилых людей продлевались при любых условиях, а точность саккады была значительно снижена. Поддержка тезиса о том, что возрастное когнитивное замедление является глобальным, предоставлена Майерсоном и соавторами. Хотя пожилые люди демонстрируют худшие результаты, чем молодые, в сложных сценариях принятия решений, предыдущий опыт следует учитывать в исследованиях старения.

-9

Проще говоря, если молодой человек не сталкивался с какой-либо ситуацией, то он дольше будет решать проблему, чем более опытный человек старшего возраста. А также стоит учитывать, что мозг, наблюдая за каким-либо событием впервые, получит больше запоминающихся образов, чем мозг человека, который это видит уже не в первый раз. Как, к примеру, первый в жизни полёт на самолёте, который даже у пожилых людей оставит в памяти значимый след, в отличие от людей, для которых этот способ передвижения стал уже рутинным и они даже не в состоянии вспомнить какой он по счёту.

А подводя итог, и говоря упрощённо Адриан Бежан, делает вывод, что, поскольку пожилые люди просматривают меньше новых изображений за то же количество времени, как им кажется, время проходит быстрее. Это происходит в основном из-за увеличения длин путей сигнала и их деградации со временем, оказывая больше сопротивления. А физические основы этих процессов охватывают конструктивные законы эволюции в природе.

Почему дни кажутся короче, когда мы становимся старше
Адриан Бежан
doi.org/10.1017/S1062798718000741

Наука
7 млн интересуются