У нас в стране кризис всегда. Либо мы находимся в кризисной яме, либо выбираемся из нее, либо ждем новую черную тучу. Вот и сейчас с завидной регулярностью всплывают тематические прогнозы.
Можно быть уверенным только в одном, что легче, спокойнее и стабильнее не будет. Соответственно, тема подготовки к кризису актуальна всегда и для всех: как частным лицам, так и компаниям.
Вот простые рекомендации, как прокачать свою «боеготовность» к упадку, перевороту, переломному периоду, напряжёнке, а может и апокалипсису…
Основные принципы действий: планирование, повышение степени свободы и рационализация действий. Вот в каких мерах это воплощается.
1. Избавление от долгов и кредитов
Это касается и обывателей, и юридических лиц. Чем быстрее погасите эти платежи – тем лучше. Главное – активно не брать новых кредитов, кроме, конечно, жизненно важных ситуаций.
Это дает необходимую свободу действий и легкость в изменении приоритетов.
2. Снижение зависимости от одного источника дохода
Есть одна работа или один навык, на котором Вы зарабатываете? Параллельно прощупайте, за что Вам еще могут заплатить в случае потери работы или обесценивания Ваших услуг. Какую-то компетенцию может быть можно усилить за счет обучения?
Для компаний обязательно иметь несколько вариантов развития продвижения и ассортимента: модификации продукта или концентрация на сегменте клиентов. Что будете делать, если Ваш высокомаржинальный или приносящий большую часть выручки продукт станет хуже продаваться?
3. Определение балласта
Когда нужно будет затянуть пояс, то от каких расходов Вы избавитесь в первую очередь? Перестанете оплачивать членство в фитнес-клубе, в который все равно нет времени ходить, или заморозите вторую сим-карту?
У компаний все глобальнее, стоит смотреть по направлениям: продукты, проекты, персонал, операционные затраты.
Может, не ждать торжественного объявления кризиса, и сразу что-то урезать?
4. Подушка безопасности
Энная денежная сумма и запасы другого плана. Создавайте то, что Вам поможет протянуть первые несколько месяцев в случае потери главного источника доходов или сокращения ресурсов.
5. Усилить сильное
В кризис стоит не только сбрасывать балласт и бежать налегке, но и использовать это время для укрепления собственных позиций в профессии, на рынке.
Попробуйте спрогнозировать, с большей долей вероятности, как поведут себя Ваши соперники или конкуренты? Начнут демпинговать, переедут на окраину города? В панике они могут ослабить хватку, поэтому как никогда нужен план действий – как усилить продажи.
А для частных лиц это может стать неплохим периодом, когда можно вложиться в собственный проект.
6. Планирование и контроль
Подведением итогов, сколько денег слили, поздно заниматься, сидя в кризисной яме. Уже сейчас нужно рационально подходить к каждому шагу и отказываться от необоснованных трат и вложений.
Будьте готовы ко всему. Наращивайте свой потенциал и больше смотрите по сторонам!
Вера Бокарева, тренер-консультант по продажам и маркетингу, д.с.н.