А также по картинам наших художников. Читаем и постигаем правила.
Вы замечали, как подробно Шмелёв описывает сезонное оформление интерьеров в романе "Лето Господне"? Вот пост, вот Пасха, вот Рождество – и каждое событие в доме мальчика сопровождается декоративными переменами. Да-да, друзья, это самое что ни на есть декорирование. Ничуть не хуже современного, а кое в чём так даже и лучше.
"Лето Господне" – это воспоминания Ивана Шмелёва о своём детстве. Место действия – Москва. Период – примерно 1879–1880 года. Дом – купеческий.
Сборник рассказов Никифорова-Волгина я взяла недавно, уже сознательно, потому что знала, что там тоже что-то такое есть. Не ошиблась.
Рассказы Василия Никифорова-Волгина о детстве – тоже личные воспоминания. Место действия – село на берегу Волги (отсюда, кстати, псевдоним – вторая часть фамилии). Период – начало 1900-х годов. Дом крестьянина-ремесленника.
Способы декорирования я распределила следующим образом:
Тип №1: Съедобный
Ну а как ещё назвать куличи, пасхи и разноцветные яйца? Пасхальная еда, помимо смысловой нагрузки и особого вкуса, – это ещё и яркое украшение стола и всего интерьера. Причём в течение целой недели – почти как Рождественская ёлка.
"На столе лежали душистые куличи с розовыми бумажными цветами, красные яйца и разбросанные прутики вербы. Всё это освещалось солнцем..." В.Никифоров-Волгин
"...На комоде пасхальные яички – зелёные, красные, луковые, лиловые. Пасха!.. – будет ещё шесть дней... будет кулич и пасха, и будет солнце, и звон-трезвон..." И.Шмелёв
Тип №2: Текстильный
Как писал ещё Костомаров, русский народ любил всё "укрывать и покрывать": пол коврами и дорожками, стены тканями, лавки полавочниками. И в допетровской Руси, и – как увидим ниже – в дореволюционной тоже. Оба писателя в деталях рассказывают о смене текстиля к Пасхе.
"Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. В зале и коридорах – новые красные "дорожки". Розовый накомодник, вышитый белыми цветами... – его только на Пасху стелят!" И.Шмелёв
"В комнате прибрано к Пасхе: на окнах висели снеговые занавески и на образе "Двунадесятых праздников" с Воскресением Христовым в середине висело длинное, петушками вышитое полотенце". В.Никифоров-Волгин
Смотрите, даже с цветовой гаммой легко определиться: в одном доме преобладает красный, в другом – белый. Мне захотелось как-нибудь проиллюстрировать полотенце с петушками. Нашла этнографический материал – силуэты петухов на полотенцах XIX века.
Ну как? По-моему – отменно. При минимальной доработке может стать мотивом какой-нибудь дизайнерской посуды/скатерти/керамической плитки.
Тип №3: Природный
Верба, цветы – куда ж без них! У Шмелёва без конца фигурируют розы, у Никифорова-Волгина тоже, но они бумажные, искусственные. Что-то вроде флажков или гирлянды, которыми украшают иконы и куличи.
"Прошла "верба". Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале". И.Шмелёв
Про вербу чего и говорить, и так всё ясно. Отмечу только уникальность этого праздничного дерева – опять же, как с ёлкой. Ветви с распустившимися почками ставят только раз в году – на Вербное воскресенье незадолго до Пасхи. Была, правда, традиция переставлять их потом в красный угол, где они хранились до следующего Вербного воскресенья. Но красный угол – особая тема, там вообще свои правила.
Хотя, например, в доме Шмелёва было заведено иначе:
"Завтра за всенощной освятим, домой принесём, в бутылочку поставим, – она как раз к Радунице белые корешки-ниточки выпустит. И понесём на Даниловское, покойному Мартыну-плотнику посадим. И Пелагее Ивановне посадим, на Ваганьковском". И.Шмелёв
Тип №4: Сувенирный
Ну тут от открыток до Фаберже. Маленькому Ване надарили хрустальных-золотых и со всякими детскими сюжетами. А его отцу – с сухоцветами и картиной Воскресения. А отец подарил Ване кошелёк в форме яйца на цепочке.
"Золотисто-хрустальное яичко, гранёное всё, чудесное! если в него смотреть, светится всё, как в солнце! Вот с солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нём... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в золотом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба". И.Шмелёв
А есть ещё в "Лете Господнем" подробное описание механической карусели с символами праздника, которую выставили в витрине магазина.
Тип №5: Священный
Этот пункт, пожалуй, должен быть первым, но я решила сказать о главном ближе к концу. Мы привыкли, что икона относится к духовной категории: как бы святое отдельно, а украшение дома отдельно. Но, на самом деле, в их единстве как раз самая суть русского декорирования. То, что является окном в духовный мир, ещё и очень красиво. Краски, силуэты, оклады и киоты. Смена сюжетов в течение года – когда устанавливают икону праздника. Всё это описано у обоих авторов почти на каждой странице.
Именно о таком единстве сакрального и декоративного я говорила в начале статьи, когда упомянула, что кое в чём старинные обычаи лучше современных. Когда изображение, цвет, верба имеют внутренний смысл, отсылают к другим, более важным вещам, а не только радуют глаз.
В эту же категорию я отнесла и смену лампадок перед иконами.
"В доме горело уже два огня. Третью лампаду, – самую большую и красивую, из красного стекла, – мы затеплим перед Пасхальной Заутреней". В.Никифоров-Волгин
"В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые. Малиновые огоньки спят – не шелохнутся." И.Шмелёв
Представляю, какая это красотища – огни за красным стеклом. Сегодня этот приём можно было бы взять на вооружение и использовать "пасхальное" красное стекло шире: в вазах на столах и комодах, россыпях стеклянных шариков в прозрачных ёмкостях, бокалах для вина, красных светодиодных гирляндах, в конце концов.
Тип №6: Буквенный
К священному типу примыкает буквенный, получившийся, скорее всего, из церковнославянских сокращений на иконах. Это узнаваемое даже сегодня "ХВ" – аббревиатура "Христос Воскресе!".
"На дворе самая весёлая работа: сколачивают щиты и звёзды, тешут планочки для – Х.В." И.Шмелёв
Сколоченные из планок буквы затем вешают на видное место. Как видим, применение было более широкое и масштабное, нежели на салфетках и сувенирах. Как это выглядело вживую, можно увидеть и теперь – в храмах.
Удивительное дело, но многое из перечисленного легко реализуется в нашем быту даже и без специальных знаний. Разве что текстильный тип декорирования не имеет повсеместного применения. Хотя... Вот ИКЕА часто говорит, что можно быстро и не затратно менять облик интерьера посредством текстиля: положил новые коврики, повесил новые шторы, постелил покрывало другого цвета. Вам не кажется, что наши предки знали об этом волшебном секрете сто лет назад? :)
Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)
* Из книги: Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1978.
Если вам было интересно, и вы хотите добавить статью в избранное – нажмите лайк. Чтобы к ней потом вернуться, надо зайти в раздел "Мне понравилось" в вашем профиле. В принципе, отыскать её можно и в истории просмотров (раздел "История"), но если вы активный читатель, то через пару дней вряд ли это занятие увенчается успехом :) Я сама читаю Дзен и потеряла уже немало интересных материалов, просто вернувшись из статьи в ленту, которая обновляется ежесекундно.
Читайте также:
Самый модный предмет в русском стиле