Найти тему
Sailaway Now

В САМОМ НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

«Река-море» - русская кораблестроительная традиция. Второе дыхание.

Предыдущие статьи на данную тему:

«ДЛЯ ТОГО И РЕКИ, ЧТОБ ИЗ ВАРЯГ ДА В ГРЕКИ»

«ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ ОСТРОГРУДЫЕ ЧЕЛНЫ»

Пётр I в молодости.
Пётр I в молодости.

Из школьного курса истории мы знаем, что борьбу за возвращение России к морям царь Пётр I начал не с Балтики, а с Черноморского бассейна. Будущий император рассчитывал захватить сухопутными силами турецкую крепость Азов в устье Дона и уже там, непосредственно на побережье, построить современный военный флот.

Однако поход 150-тысячного войска Петра на Азов в 1695 г закончился бесславным отступлением: не имея кораблей, русские не могли блокировать крепость с моря, и турецкие суда беспрепятственно подвозили в неё провизию, людей и боеприпасы…

Потерпев фиаско, Пётр решил строить свой первый флот так, как это делалось на Руси на протяжении веков – в отдалении от побережья, в самом центре европейской части страны. Зимой 1695 - 1696 г в село Преображенское под Москвой доставили в разобранном виде через Архангельск купленную в Голландии галеру. Здесь «процесс» и «пошёл»: так, по образцу «импортной» галеры изготовили ещё двадцать две. Весной 1696 г суда из Преображенского с огромным трудом – по снегу, воде и на дровнях. – перевезли в степной городок Воронеж для непосредственной сборки. Там завершилась постройка четырёх брандеров (1) и двадцати трёх (считая голландский «эталон») галер.

Суда эти принадлежали к давно известным на тот момент и широко распространённым в Западной Европе типам, поэтому подробное их описание не входит в мою задачу. Главным их достоинством в глазах Петра были небольшие габариты, особенно осадка (малая величина которой изначально подразумевается конструкцией корпуса галеры), поскольку царь и его военачальники постоянно «держали в голове» перспективу длительного плавания по рекам.

Так выглядели "галеасы" Азовской флотилии.
Так выглядели "галеасы" Азовской флотилии.

Но в Воронеже были построены ещё 2 судна, названные в ряде письменных источников галеасами и представлявшие собой, насколько можно понять сегодня, некий кораблестроительный курьёз. 36-пушечные «Святой Апостол Пётр» и «Святой Апостол Павел», флагманы двух из трёх караванов (эскадр) флотилии (третий, точнее, вышедший к Азову первым, караван вёл сам Пётр на галере Принципиум»), явились, видимо, результатом экспериментального комбинирования инженерных идей, характерных для разных времён и разных европейских стран, в ходе поисков оптимального для русских реалий варианта. Во всяком случае, по свидетельству Сергея Ивановича Елагина, выпустившего в конце XIX в книгу, посвящённую истории русского флота, создатель этих двух судов галерный мастер Август Мейер сам не знал, что построил.

Уже в конце XVI в строгой определённости в употреблении термина «галеас» в Западной Европе не наблюдалось. Слово это известно с XII века и происходит от итальянского «galeazza» - «большая галера». Изначально дело обстояло именно так: классический средиземноморский галеас (венецианский XVI в) имел по 25 вёсел с каждого борта (соответственно в экипаж входили 250 гребцов - по 5 человек на весло) и при этом – две или три мачты исключительно с косыми (треугольными, или латинскими) парусами. С этими устаревшими уже к концу ХVII в парусно-гребными судами «детища» Мейера объединяли только вёсла – и то у обоих «Апостолов» вспомогательные, для движения в безветрие. Поскольку вспомогательные вёсла «возникали» иногда на сконструированных как чисто парусные судах вплоть до начала ХIХ в (один из примеров – русский черноморский бриг «Меркурий» 1820 (!) года постройки), само себе их наличие не служит основанием для причисления петровских флагманов к «парусно-гребной» категории.

Терминологическая путаница появилась с началом (во второй половине XVI в) использования галеасов за пределами Средиземноморья. Поскольку преобладание косых парусов затрудняет плавание при сильных океанских ветрах (судно плохо удерживается на курсе, «рыскает»), у галеасов, отправляемых за Гибралтар, в Атлантику (как, например, входившие в состав испанской «Непобедимой армады», разгромленной англичанами в 1588 г), появились прямые паруса. Фактически это были уже не галеасы: венецианский галерный мастер того времени Пре Теодоро Николо с полным на то основанием называл их «гребными галеонами».

Гравюра А.Шхонебека "Взятие Азова 18 июля 1696 г". Крайнее слева судно - "Святой Апостол Пётр".
Гравюра А.Шхонебека "Взятие Азова 18 июля 1696 г". Крайнее слева судно - "Святой Апостол Пётр".

Судя по гравюре А. Шхонебека «Взятие Азова 18 июля 1696 года», где корабль «Апостол Пётр» изображён без вёсел и со спущенными парусами, состав и расположение последних у петровского «галеаса» действительно напоминало вышеупомянутые испанские суда. Но на этом сходство и заканчивалось: ни обводы корпуса, ни соотношение его размеров с высотой мачт, ни второстепенная роль вёсел, ни тем более необходимые для плавания по реке малые размеры никак не ассоциируются с южноевропейскими парусно-гребными гигантами (50-пушечный галеас «Хирона» испанской «Армады» имел водоизмещение 1200 тонн и экипаж в 1300 человек). Неудивительно, что и у современных отечественных историков флота единодушия в вопросе о категориальной принадлежности мейеровских «корабликов» не наблюдается – в одних книгах их «обзывают» галиотами, в других – фрегатами…

Галеас испанской "Непобедимой армады" (1588 г). Как видим, внешне он мало похож на судно на гравюре А. Шхонебека
Галеас испанской "Непобедимой армады" (1588 г). Как видим, внешне он мало похож на судно на гравюре А. Шхонебека

Возможно, прототипом для Мейера послужил «Фредерик» - первое судно, построенное в России по западной технологии. Произошло это ещё при деде Петра – царе Михаиле Фёдоровиче. Соблазнившись обещанными купцами Шлезвиг-Гольштейнского герцогства большими деньгами, царь дал согласие на торговлю немцев с Персией через российскую территорию. Иноземцы, со своей стороны, обязались построить на Волге 10 судов из купленного в России леса и руками русских же мастеров, причём от этих последних «корабельного мастерства не таить». В результате в 1636 г в Нижнем Новгороде было спущено на воду под флагом герцогства первое судно – плоскодонный трёхмачтовик с 24 вёслами, длиной 36 м, шириной 12 м и с осадкой 2 м, названный «Фредерик». На нём отправились в рейс 15 лиц командного состава, 27 матросов и 78 членов герцогского посольства. Но мачты «Фредерика» оказались слишком высокими для ураганных каспийских ветров: в первом же плавании по Кюльзюму (как персы именовали Каспий) судно потеряло грот-мачту, стало неуправляемым и было выброшено на берег в западной части моря. Строительство других судов планировавшейся серии не состоялось.

Судно "Фредерик" (1636).
Судно "Фредерик" (1636).

Так или иначе, мореходные качества « Апостолов» Петра, видимо, не очень-то удовлетворили, поскольку такие суда в России больше не строились. Зато уже в 1700-м, через 4 года после взятия русскими войсками Азова, в Воронеже спустили на воду 58-пушечный линейный корабль «Гото-Предестинация» («Божие (сему есть) предвидение»), который, несмотря на специально уменьшенные по уже понятным нам причинам габариты (длина - 36 м, ширина – около 9,5 м, а осадка - 3 м (2)), стал первым подлинным шедевром петровского судостроения.

Корабль "Гото-Предестинация", 1700 г.
Корабль "Гото-Предестинация", 1700 г.

Помимо собственно боевых, в Азовскую флотилию входили и транспортные суда, причём старорусских конструкций. При подготовке похода намечено было построить 1300 стругов, 500 лодок и 100 плотов для перевозки войск, припасов, провианта и стройматериалов для доделывавшихся на ходу судов. В «дощаниках» – лодках наборной (а не однодеревной) конструкции длиной до 5 м, которые можно считать прототипами десантных кораблей, - размещали по 50 солдат.

Строительство стругов велось в 4-х уездах. Сокольский уезд, обязанный сделать 350 судов, сделал на 80 единиц больше. Эти струги имели длину 24 – 25 м, ширину от 4 до 8 м и лубяные навесы для укрытия людей в плохую погоду. На 15 судах установили надстройки-«чердаки» с жилыми помещениями для офицеров.

Мелкие струги и лодки строились в Брянске на реке Десне и привозились в Воронеж на подводах. Парусина, тросы и якоря прибывали из Тулы, Тамбова, Липецка.

Вся эта транспортная «армада» (за исключением перевозивших стройматериалы вспомогательных судов) с восемью полками и осадной артиллерией на борту вышла из Воронежа ещё до основных сил флота – 23 – 25 апреля 1696 г.

Галеры подняли якоря только 3 мая. Флотилия спустились вниз по реке Воронеж и далее – по Дону, вышла по протокам в обход Азова непосредственно в море и 12 июня окончательно замкнула вокруг крепости кольцо блокады. Подошедшие 2 дня спустя турецкие корабли не предпринимали никаких действий в течение двух недель. 28 июня турки попробовали высадить десант, но когда увидели, что русские это заметили и снимаются с якоря, решили в бой не вступать и ушли в море. До 18 июля – дня захвата Азова с суши, - наши суда пребывали в ожидании событий, но 19-го торжественно вошли в устье Дона и стали на якорь у стен сокрушённой твердыни.

Флотилия казачьих судов. Гравюра.
Флотилия казачьих судов. Гравюра.

Любопытно, что в единственном за всю эту кампанию морском сражении со стороны русских участвовал не царский флот, а отряд азовских казаков на «чайках». Это случилось после того, как 15 мая ведомая Петром эскадра из 8 галер достигла казачьей столицы – города Черкасска. Поскольку мели в устье Дона оказались непроходимыми даже для мелкосидящих галер, последние остановились в протоках, а сам царь продолжил путь к устью с казачьим войском на 40 челнах (по 20 бойцов на каждом), возглавляемым атаманом Фролом Миняевым. Выйдя к морю, Пётр и казаки обнаружили 13 стоящих на якоре турецких кораблей. Царь решил не атаковать врага своими малыми силами, а дождаться подхода двух других эскадр: он вернулся к галерам и отошёл с ними вверх к Новосергиевску, укреплённой базе своего флота. Казаки же остались на взморье и продолжали наблюдать за неприятелем из зарослей камыша. 19 мая турки отправили к Азову караван, состоявший из 13 тунбасов (3) с продовольствием и боеприпасами и 11 вооружённых ушколов (4) охранения. Атаман Миняев приказал напасть на караван. Казакам удалось захватить 10 тунбасов (3 прорвались-таки к Азову); на один из них погрузили всю добычу и пленных, остальные 9 сожгли. Турки на ушколах, явно переоценив силы противника, обратились в бегство и, добравшись до кораблей, нагнали панику на экипажи и командиров. Эскадра спешно снялась с якоря и бежала, а 2 замешкавшихся на рейде корабля подверглись атаке казаков – один из них был сожжён, другой – затоплен самой турецкой командой. В Новосергиевске вернувшуюся с трофеями и пленными флотилию Миняева встретили артиллерийским салютом. Дальнейшие события кратко описаны выше.

Пётр высоко оценил храбрость и находчивость казаков: гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслужил его расположение. Достоинства казачьих «чаек» также были замечены: ещё до конца XVII в построили более 500 таких челнов для Азовского и Чёрного морей. Но взаимопонимание между царём и украинским казачеством существовало недолго. После того, как Мазепа изменил российской короне и вступил в союз со шведским королём Карлом XII, а запорожская «вольница» поддержала своего гетмана и оказала помощь вторгшимся на Украину шведам, Пётр I разгромил и указом от 26 мая 1709 г ликвидировал Запорожскую Сечь. Тем не менее, и позже, в первой половине XVIII в, аккумулированный казаками многовековой опыт русских корабельщиков находил применение в отечественном черноморском судостроении.

Что касается стругов, то их производство носило до 1715 г в полном смысле слова массовый характер: при Петре I спустили на воду никак не меньше 4 тысяч штук. С 1698 г в Брянске (как мы помним, один из городов, поставлявших царю малые суда для Азовского похода) развернулось строительство мореходных стругов. В 1722 г ставший уже императором Пётр совершил на 18-вёсельном струге путешествие из Москвы через Нижний Новгород в Астрахань и обратно. Но такой струг, известный как москворецкий, всё-таки представлял собой скорее речное, чем «речно-морское» судно.

Продолжение темы следует

Современная реплика  (копия) "чердачного" струга
Современная реплика (копия) "чердачного" струга

________________________________________________________________________

(1) – Брандер – судно, загруженное взрывчатым (порохом) или горючим веществом и предназначенное для уничтожения неприятельских кораблей (как правило, стоящих на якоре). Небольшая команда направляла брандер на цель, поджигала запальный шнур и уходила с судна на шлюпках. Обычно в брандеры превращали отслужившие свой срок или устаревшие суда, но в первые годы создания регулярного флота брандеры иногда строились специально. Так, за период царствования Петра I было построено 21 судно именно для этих целей.

(2) – Сравните с размерами «Полтавы» - первого линейного корабля, построенного Петром I непосредственно в Петербурге (спущен на воду 15 (26) июня 1712 г со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства). «Полтава» относилась к 4 рангу и была вооружена всего 54 пушками. При этом длина корабля по верхней палубе составляла 39,82 м. ширина - 11,69 м, а осадка - 4,6 м.

(3) - Тунбас (тумбас) — турецкое парусное грузовое мореходное судно XVII — XVIII вв.

(4) - Ушкол (ушкал) — турецкое легкое парусно-гребное морское судно XVII в, служившее для охраны торговых караванов на Черном и Азовском морях. Имело одну мачту и косой парус.