Этот пост я решил написать в предверии возможного закрытия музея военной авиации в Монино и переноса экспонатов в парк «Патриот» рядом с Кубинкой. Хотя сейчас министерство обороны и говорит что закрытия не будет, как говорится поживём- увидим. На моём веку события возможность которых отрицалась чиновниками происходили много раз. Мне как жителю восточного Подмосковья будет невообразимо жаль если эту территорию отдадут под застройку, а самолёты увезут. Монинский музей хоть и неряшливый и полузаброшенный, зато знакомый с детства и находится по соседству.
Раньше рядом с музеем работала военно-воздушная академия имени Гагарина. Несколько лет назад она была упразднена, а её функции передали в Воронежский авиационный университет. Постройки академии сейчас потихоньку разрушаются местными школьниками. Монинский аэродром давно не используется. Таким образом авиамузей остался единственной ниточкой связующей судьбу посёлка с авиацией. Приехать сюда стоит хотя бы ради гигантского вертолёта МИ-12. Созданный для переноски компонентов межконтинентальных баллистических ракет, он остался так никогда и не использованным чудом техники. На момент постройки первых двух образцов уже были созданы более лёгкие и эффективные ракеты, а все потребности народного хозяйства удовлетворялись вертолётами уже вошедшими в серию.
Конструкция бомбардировщика ТУ-4 была полностью позаимствована у американской «суперкрепости» B-29. Фактически наш самолёт был его пиратской копией. Этот бомбардировщик - единственный ТУ-4 оставшийся в России. Ещё двое сохранились в Китае.
Т-4. Экспериментальный бомбардировщик-ракетоносец. Массовым не стал из-за сложности в производстве и дороговизны. Сохранился в единственном экземпляре.
Дальний бомбардировщик ТУ-22А.
Дальний бомбардировщик ТУ-16К.
Опытный разведчик ТУ-16Р-1 и экспозиция авиабомб рядом с ним.
Первый лётный экземпляр дальнего бомбардировщика ТУ-22М.
Фото в анфас.
Пассажирский самолёт АН-14А «пчёлка».
На территории музея есть два старых ангара с летательной техникой. Один из них открыт для посещения, а в другом хранятся машины ожидающие реставрации.
В ангаре хранятся самолёты первой мировой войны и разнообразные экспериментальные машины, вид многих из которых весьма причудлив. При перемещении здесь нужно быть осторожным, так как ангар заселили галки срущие на головы посетителям. Некоторые экспонаты сильно испачканы их экскрементами.
Волга -последний советский стратостат, запущенный 1 ноября 1962 году с аэродрома в районе города Вольск. Экипаж "Волги" состоял из двух человек: Евгения Андреева и Петра Долгова. Стратостат за два часа достиг максимальной высоты в 28 640 метров. При катапультировании Евгений Андреев благополучно приземлился, а Петр Долгов погиб в результате разгерметизации скафандра.
Миг-9. Ранний советский реактивный истребитель. Будет отреставрирован на деньги частных спонсоров.
«Север-2»- аэросани разработанные конструкторским бюро Камова в 1959.
Копия самолёта АНТ-25. Во второй половине тридцатых на нём был совершён ряд рекордных полётов. Самым известным из них был беспосадочный перелёт по маршруту Москва- Северный Полюс- Сша, с экипажем в составе Чкалова, Байдукова и Белякова. Было произведено всего два таких самолёта и на один из них сейчас можно взглянуть в городе Чкаловск Нижегородской области.
Турболёт- испытательный стенд для проверки работы двигателя и газоструйной системы управления, созданный при разработке самолётов вертикального взлёта и посадки. Журналисты окрестили его «летающим столом».
Экспериментальный планер «Дископлан-1».
Ещё один дископлан.
Истребитель МиГ-15бис. При редактировании этой фотографии, я заметил надпись «Rauchen verboten” на деревянных вортах ангара. С немецкого это переводится как - «курение запрещено».
Илья Муромец. Четырёхмоторный бомбардировщик времён первой мировой войны, главным конструктором которого был знаменитый Игорь Сикорский. Увы, талант этого человека не прижился на Родине и после октябрьской революции он эмигрировал в Сша, где основал компанию «Sikorsky engineering aircraft corporation” позже ставшую одним из ведущих производителей вертолётов.
Экспериментальный аппарат БОР-5 и вертолёт В-7.
БОР-5 был моделью космического корабля буран в масштабе 1:8. Использовался для проверки аэродинамических характеристик, распределения давления по поверхности аппарата, определения тепловых нагрузок, проверки методов аэродинамического расчёта, применявшихся при проектировании корабля «Буран».
B-7 - экспериментальный вертолёт разработки конструкторского бюро Миля. Он был создан в конце пятидесятых годов и по сей день является единственным в мире вертолётом с реактивными двигателями на концах лопастей.
АНТ-2. Первый советский цельнометаллический самолёт.
Березняк-Исаев БИ-1. Первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. В 1943 году, в ходе полёта на этом истребителе погиб лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи.
Мелец М-15. Реактивный сельскохозяйственный самолёт разработанный в Польше и производившийся по заказу Ссср в семидесятые. За громкий рёв двигателя и странный внешний вид получил прозвище «Бельфегор», по имени демона из средневековой мифологии.
Ту-22м. Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.
Истребитель МиГ-29.
Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка».
Стратегический турбовинтовой бомбардировщик Ту-95Н. От своих собратьев этот самолёт отличался тем что был переоборудован для несения небольшого реактивного бомбардировщика РС с ядерным зарядом. После отделения от носителя, РС развив огромную скорость должен был беспрепятственно подлететь к цели и поразить её. Разработка этой системы не была закончена, а появление межконтинентальных баллистических ракет сделало её ненужной для военных.
Як-36. Первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки.
Здесь позади огромных транспортных самолётов скромно пристроился очень интересный экспонат- экспериментальный аппарат ВВА-14 (вертикально-взлетающая амфибия) конструкции Роберта Бартини. Он создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Всего их было произведено две штуки самолёт на фото - единственная сохранившаяся машина этого типа. Тем печальнее видеть его в сегодняшнем виде.
Истребитель Ла-250. Несмотря на высокие лётные характеристики самолёта, его серийное производство так и не было начато из-за ряда серьёзных технических проблем.
»Летающий вагон» Як-24.
Ка-25. Противолодочный вертолёт корабельного базирования.
Су-35.
Як-38. Палубный штурмовик, первый и единственный советский серийный самолёт вертикального взлёта и посадки.
Построенный в единственном экземпляре сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.
Як-130. Учебно-боевой самолёт разработанный конструкторским бюро имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Это был первый совершенно новый самолёт, созданный в постсоветской России.
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76М.
Ту-141 «Стриж». Советский разведывательный беспилотник. Справа припаркована пусковая установка с которой запускался этот аппарат. Посадка осуществлялась с помощью парашютной системы размещённой в хвостовой части.
Сверхзвуковой перехватчик Миг-31.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Один из двух Ту-95 в музее. Несмотря на то что первый полёт прототипа этого самолёта состоялся ещё при жизни Сталина, его модификации и поныне остаются в строю и будут летать как минимум до 2040-х годов.
Стратегический бомбардировщик 3МД разработки ОКБ Мясищева.
Военно транспортный самолёт Ан-12.
Ранний реактивный истребитель Як-23.
Американский бомбардировщик Б-25 «Митчелл». Одна из немногочисленных иностранных машин на открытой площадке музея.
М-17 «Стратосфера». Высотный реактивный самолёт для перехвата дрейфующих аэростатов.
Спереди военная версия вертолёта Ми-2. Позади него стоит гигант Ми-26. На сегодняшний день это самый большой и грузоподъёмный из серийно выпускаемых вертолётов в мире.
Гражданская версия Ми-2.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Наряду с англо-французским Конкордом, в мире это был один из двух самолётов подобного типа. Правда история его эксплуатации в пассажирской авиации была значительно короче чем у иностранного конкурента.
Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-6.
Ми-6 на службе у пожарных.
Справа налево: Ми-24, Ми-8 и Ми-10.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М.
МиГ-105. Экспериментальный самолёт для орбитальных полётов.
Ту-114 «Россия». Пассажирский самолёт спроектированный на основе бомбардировщика Ту-95.
Як-141. Палубный истребитель вертикального взлёта и посадки. Серийно не выпускался по причине развала Советского Союза.
Воздушный командный пункт Ми-6ВКП.
Су-25 «Грач». Многое видел, во многих местах успел повоевать.
Истребитель-бомбардировщик Су-17 М3.