На многих реактивных лайнерах двигатели устанавливаются в хвосте.
В то же время на больших винтовых машинах - исключительно на крыле. Заинтересовал вопрос- есть ли винтовые самолеты, где двигатели расположены в хвосте? Оказалось, есть.
Давайте посмотрим на эти редкие машины.
Вот турбовинтовой Embraer/FMA CBA 123 Vector из Латинской Америки:
Это самолет совместной разработки Аргентины и Бразилии. Первый полет- 1990. У программы были очень хорошие перспективы, было построено две машины, удачно прошедшие серию испытаний. Сертификация намечалась на 1993 год. Программу остановили из- за чисто финансовых затруднений: самолет получался слишком дорогим.
А вот разработка авиаконструкторов из Индии: NAL Saras
У этой машины непростая история. Saras ("журавль") - разрабатывался с 1991 года, причем изначально в патнерстве с россиским НПО Молния, правда сотрудничество продлилось недолго. Различные финансовые и политические затруднения затянули проект, и первый полет был проведен только в 2004. Характеристики получались достойные: скорость около 600 км/ч, грузоподъемность до 1300 кг и дальность до 2000 км. Самолет расчитывался на вместимость до 19 пассажиров. При этом разбег и пробег получался не более 600 метров.
Самолет, однако, получился перетяжеленным на тонну. Испытания шли тяжело, в 2009 произошла катастрофа второго прототипа, погибли оба пилота- испытателя. Потребовалась полная переработка проекта под новые двигатели. Стоимость росла. Одно время проект был даже приостановлен. Его финансирование то закрывали, то возобновляли. Наконец, переработанный "журавлик" снова взлетел в 2018 году и выполнил новую программу испытаний. Программа производства определена. Пожелаем успешного полета этому впечатляющему долгострою.
А теперь перейдем к более масштабным проектам в странах первого мира.
В середине- конце 1980-х годов большую популярность среди авиаконструкторов приобрел новый тип газотурбинного двигателя- винтовентиляторный. Не будем подробно вдаваться в детали его конструкции, скажим лишь, что он сочетает в себе элементы как двухконтурного турбовентиляторного, так и турбовинтового. Его еще называют "турбовентиляторный с открытым ротором". Этот тип двигателя считался чрезвычайно перспективным. Он должен был дать экономию топлива до 30% и обеспечить скорости до 800-850 км/ч. Разработки велись в США и СССР (и там и там они достигли полного успеха), продумывались разные компоновки и, по распространенному мнению, ТВВД вскоре должен был стать весьма распространеным на авиалайнерах, т.к. обеспечивает "скорость как у турбовентиляторного при экономии как у турбовинтового". Летные испытания шли превосходно. В США летал двигатель GE-36, под пассажирскую машину. В СССР занимались перспективным Д-27 под военный транспортник Ан-70.
Вот летающая лаборатория:
Немедленно появляется ряд проектов, почти одинаковых внешне:
Безусловно, были и другие проекты, перечислить их все в одной статье невозможно. Ни один из этих самолетов, однако, не полетел. Почему? Причин, по видимому, было несколько. Дело, в частности, в том, что ТВВД разрабатывался как двигатель, значительно более экономичный чем турбовентиляторный. И действительно, экономию в сравнении с ТРДД на испытаниях он давал вполне ощутимую- порядка 20%. А середина-конец 1980х были отмечены ростом цен на нефть. После же начала 90-х нефть снова упала в цене, и ТВВД, в некотором смысле, перестал быть "немедленно нужным и актуальным". Была и проблема с шумностью высокооборотных соосных роторов. Поэтому можно сказать, что этот двигатель еще ждет своего часа.
Завершим обзор этого редкого варианта компоновки самолета рассудительным "будущее покажет". Во всяком случае, как мы видим, такая схема рассматривается вполне серьезно, и судя по всему- перспективы у нее есть.
На моем канале Вы также можете прочесть о других интересных машинах- например:
Первый турбовинтовой
Первый двухпалубный
Атомные дирижабли
Звездный корабль- Beechcraft Starship
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Вертолет в рюкзаке
Реактивный кукурузник
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.
Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Или о гидросамолётах на Шри-Ланке
Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.
Еще раз спасибо за просмотр!