Найти тему

Винты в хвосте: редкие птицы

На многих реактивных лайнерах двигатели устанавливаются в хвосте.
В то же время на больших винтовых машинах - исключительно на крыле. Заинтересовал вопрос- есть ли винтовые самолеты, где двигатели расположены в хвосте? Оказалось, есть.

Давайте посмотрим на эти редкие машины.

Вот турбовинтовой Embraer/FMA CBA 123 Vector из Латинской Америки:

-2

Это самолет совместной разработки Аргентины и Бразилии. Первый полет- 1990. У программы были очень хорошие перспективы, было построено две машины, удачно прошедшие серию испытаний. Сертификация намечалась на 1993 год. Программу остановили из- за чисто финансовых затруднений: самолет получался слишком дорогим.

-3
-4

А вот разработка авиаконструкторов из Индии: NAL Saras

-5
-6

У этой машины непростая история. Saras ("журавль") - разрабатывался с 1991 года, причем изначально в патнерстве с россиским НПО Молния, правда сотрудничество продлилось недолго. Различные финансовые и политические затруднения затянули проект, и первый полет был проведен только в 2004. Характеристики получались достойные: скорость около 600 км/ч, грузоподъемность до 1300 кг и дальность до 2000 км. Самолет расчитывался на вместимость до 19 пассажиров. При этом разбег и пробег получался не более 600 метров.

-7

Самолет, однако, получился перетяжеленным на тонну. Испытания шли тяжело, в 2009 произошла катастрофа второго прототипа, погибли оба пилота- испытателя. Потребовалась полная переработка проекта под новые двигатели. Стоимость росла. Одно время проект был даже приостановлен. Его финансирование то закрывали, то возобновляли. Наконец, переработанный "журавлик" снова взлетел в 2018 году и выполнил новую программу испытаний. Программа производства определена. Пожелаем успешного полета этому впечатляющему долгострою.

А теперь перейдем к более масштабным проектам в странах первого мира.

-8

В середине- конце 1980-х годов большую популярность среди авиаконструкторов приобрел новый тип газотурбинного двигателя- винтовентиляторный. Не будем подробно вдаваться в детали его конструкции, скажим лишь, что он сочетает в себе элементы как двухконтурного турбовентиляторного, так и турбовинтового. Его еще называют "турбовентиляторный с открытым ротором". Этот тип двигателя считался чрезвычайно перспективным. Он должен был дать экономию топлива до 30% и обеспечить скорости до 800-850 км/ч. Разработки велись в США и СССР (и там и там они достигли полного успеха), продумывались разные компоновки и, по распространенному мнению, ТВВД вскоре должен был стать весьма распространеным на авиалайнерах, т.к. обеспечивает "скорость как у турбовентиляторного при экономии как у турбовинтового". Летные испытания шли превосходно. В США летал двигатель GE-36, под пассажирскую машину. В СССР занимались перспективным Д-27 под военный транспортник Ан-70.

ТВВД General Electric на летных испытаниях. Видны два соосных ротора.
ТВВД General Electric на летных испытаниях. Видны два соосных ротора.

Вот летающая лаборатория:

-10

Немедленно появляется ряд проектов, почти одинаковых внешне:

Воeing 7J7
Воeing 7J7
McDonell Douglas
McDonell Douglas
Як-46.  СССР, как известно, находится во главе мировой инженерной мысли.
Як-46. СССР, как известно, находится во главе мировой инженерной мысли.
Ан-180
Ан-180

Безусловно, были и другие проекты, перечислить их все в одной статье невозможно. Ни один из этих самолетов, однако, не полетел. Почему? Причин, по видимому, было несколько. Дело, в частности, в том, что ТВВД разрабатывался как двигатель, значительно более экономичный чем турбовентиляторный. И действительно, экономию в сравнении с ТРДД на испытаниях он давал вполне ощутимую- порядка 20%. А середина-конец 1980х были отмечены ростом цен на нефть. После же начала 90-х нефть снова упала в цене, и ТВВД, в некотором смысле, перестал быть "немедленно нужным и актуальным". Была и проблема с шумностью высокооборотных соосных роторов. Поэтому можно сказать, что этот двигатель еще ждет своего часа.

-15

Завершим обзор этого редкого варианта компоновки самолета рассудительным "будущее покажет". Во всяком случае, как мы видим, такая схема рассматривается вполне серьезно, и судя по всему- перспективы у нее есть.

На моем канале Вы также можете прочесть о других интересных машинах- например:

Первый турбовинтовой

Первый двухпалубный

Атомные дирижабли

Звездный корабль- Beechcraft Starship

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Вертолет в рюкзаке

Реактивный кукурузник

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.

Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Или о гидросамолётах на Шри-Ланке

Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.

Еще раз спасибо за просмотр!