Найти тему
История моды с Марьяной С.

Дело о бриллиантовом ожерелье и "сорочка королевы"

Платья в стиле "сорочка королевы" пользовались в 1780-х огромной популярностью. И мало того, что такие наряды подрывали репутацию Марии Антуанетты. Если бы не модное платье, кто знает, смогла ли бы случиться история с бриллиантовым ожерельем. Это был один из самых громких скандалов той эпохи!

Если коротко пересказать "дело об ожерелье королевы", то...

Авантюристка Жанна де Ла Мотт обманула кардинала де Рогана. Она убедила его приобрести безумно дорогое и безумно роскошное бриллиантовое колье - якобы для королевы. Мол, та отказалась его покупать, но на самом деле хочет его заполучить, просто не желает афишировать покупку. Кардинал, который хотел заручиться благосклонностью королевской четы, так и сделал. Он рассчитывал, что потом Мария Антуанетта вернёт ему потраченные деньги. А колье передал Жанне - для королевы. Но та, конечно, и не думала никому его отдавать.

Эскиз ожерелья ювелиров Бемера и Бассанжа и современная реконструкция
Эскиз ожерелья ювелиров Бемера и Бассанжа и современная реконструкция

Всё впоследствии открылось, репутация королевы - совершенно невинной на этот раз! - пострадала, кардинал посидел в заключении, ну а Жанна де Ла Мотт была наказана. При чём же тут платье? А вот при чём.

Одних только слов Жанны кардиналу было недостаточно. Его связывали с этой дамой любовные отношения, но речь шла об огромной сумме. Да, вроде бы Жанна дружит с королевой, и утверждает, что является посредницей, но всё-таки...

Тогда она решила "доказать и показать". И сказала, что в условленное время в условленном месте кардинал встретит королеву. Во время прогулки в саду. Вроде бы всё так и произошло... но та женщина была просто похожа на Марию Антуанетту!

Жанна заплатила представительнице древнейшей профессии, и та сыграла роль королевы. Сценка была убедительной – кардинал купился! И история пошла развиваться своим чередом.

Модная гравюра из серии "Galerie des Modes et Costumes Français", №264, 1787 г.
Модная гравюра из серии "Galerie des Modes et Costumes Français", №264, 1787 г.

Вот только изобразить королеву в роскошном, истинно королевском наряде, да ещё в соответствующей обстановке, было бы практически невозможно. А вот в модном простом платье-сорочке во время прогулки - куда проще. И афера удалась.

Вот отрывок из показаний той женщины, мадемуазель Николь д'Оливии: «Дама де Ла Мотт, которая выдавала себя за графиню Валуа, озаботилась моим нарядом. Она хотела сама меня одеть, и она меня одела. Меня нарядили в белое платье из льна, с рисунком в кружочки. Это было, насколько я помню, «платье а ля enfant», или «Gaule», тип платья, которое чаще всего называют «сорочкой».

Мадам дю Барри, Элизабет Виже-Лебрён, 1781. Из коллекции  Художественного музея Филадельфии. Куртизанка, фаворитка предыдущего короля, Людовика XV, в модном платье-сорочке.
Мадам дю Барри, Элизабет Виже-Лебрён, 1781. Из коллекции Художественного музея Филадельфии. Куртизанка, фаворитка предыдущего короля, Людовика XV, в модном платье-сорочке.

Мода чутко реагировала на любые события. Модистка королевы Роза Бертен представила публике "шляпу а ля кардинал", ярко-красную, с широкими полями. Возможно, её вдохновили, так сказать, коллеги Оливии. Они первыми надели такие головные уборы, возмущаясь кардиналом, из-за которого та попала в тюрьму.

Ну а сочетание красного и жёлтого, под названием "кардинал на соломе", стало самым модным в том сезоне - намекая на Рогана, который посидел некоторое время в Бастилии.

Мода - это порой... опасно!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!