Ещё со времён Сердюкова, военно-транспортные самолёты, оставшиеся у Минобороны, работают на износ. После событий на Украине, известных как майдан или, если хотите госпереворот, основу авиапарка в классе Ил-112 составляли антоновские машины и КБ Антонова, перестав быть нам дружественной организацией, поставила их дальнейшую судьбу под удар, отказав нашему военному ведомству в обслуживании и ремонте этих самолётов.
Надо было срочно исправлять ситуацию, о нашей новой разработке – лёгком военном транспортнике президенту шли доклады, что эта машина, детище прославленного КБ Ильюшина, поднимется в воздух летом 2017 года. Но эти доклады расходились с реальным положением дел, самолёт находился в таком состоянии, что, если можно это было назвать конструкцией, то она явно не была готова к перемещению по воздуху.
Если верить источникам, то гендиректор А. Рогозин лишь в конце 2017 года понял, что проект Ил-112 выполнен с перегрузом в три тонны и это не конструкторская погрешность, а просто катастрофа для разработки, которую можно было дальше даже не продолжать. Но, разработчики продолжали искажать истинную ситуацию, докладывая о плановом ходе работ по этому проекту.
Когда же выяснилось, что у нового транспортника возникли проблемы и с центровкой, то в 2017 году стало совершенно очевидно – проект надо переделывать вновь, эта машина не способна взлететь. Поняв бесперспективность проекта, многие высказывались о его закрытии. Об Ил-112 сложилось мнение, как о воздушном судне, которому не суждено подняться в воздух.
Может быть, бюджет проекта распилили бы или списали всё на неэффективное расходование госсредств, если бы не беспрецедентное поведение руководства Авиационного комплекса им. Ильюшина, взявшегося, засучив рукава устранять все допущенные косяки коллектива, работавшего над проектом. Мастодонты конструкторской мысли на протяжении всего времени закапывали проект шаг за шагом, но так и не были уволены и обратившись наверх к «заступникам», остались у кормушки.
Директор программы Быков с новой командой, взяв проект под свою опеку, принялся разгребать все накопившиеся недоработки, которые неожиданно вылезали наружу вплоть до выкатки самолёта на наземные испытания даже перед первым испытательным полётом. Что говорить, за две недели до назначенной даты первого вылета, у Ил-112 вышли из строя втулки винтов – проблему устраняли в пожарном порядке.
И чудо произошло, отечественный военный транспортник поднялся в небо, благодаря людям, взявшим на себя ответственность вновь возродить почти похороненный проект и довести его до лётных испытаний. Надо отдать должное мужеству лётчиков-испытателей во главе с Героем России Николаем Куимовым, которого после полёта буквально вынесли на руках из кабины после посадки.
Первый полёт для Ил 112 продолжался около тридцати минут, взлетел и сел самолёт без проблем, но это всего лишь начало большого и сложного пути, конструкция самолёта будет постоянно дорабатываться, поскольку удалось пока устранить только третью часть перегруза и конструкторы работают над его дальнейшем сокращением. По их данным, нужно внести порядка 70 изменений в конструкцию.
Но как бы то ни было, самолёт из статуса бесперспективного превратился в первую военно-транспортную машину, изготовленную в постсоветской России на 100% из отечественных комплектующих и вновь похоронить его уже не удастся.