Давайте попробуем разобраться с тем, что же на самом деле хочет человек?
Мы воспринимаем окружающий мир через своеобразную прослойку: нервную систему. Она с помощью различных органов чувств снабжает нас информацией обо всем происходящем с нами и вокруг нас. Так, человек, когда голоден, стремится не то чтобы поесть (так как это лишь форма, способ), а скорее убрать чувство голода. Человек, которому блокировали нервные центры, отвечающие за создание чувства голода, есть хотеть не будет, хотя реально организм в это время может нуждаться в еде. Мы стремимся к удовлетворению ощущений, потому что только в ощущениях нам мир и дан. Мы не знаем, что вокруг нас происходит в реальности, потому что видим только субъективное отражение этой реальности, и этим «отражением» нас снабжает нервная система. И, наоборот, некоторых объективно существующих вещей не воспринимаем, потому что наша нервная система (сама по себе, без дополнительных приспособлений) не способна эти вещи и явления отражать. Вы видели когда-нибудь ультрафиолетовые лучи невооруженным глазом? А тепловое излучение – видели (без тепловизора, разумеется)?
Т.е. – потребности человека, на мой взгляд, заключается не в объективном действии или объективном изменении чего-либо (в себе и в мире), а в достижении субъективных ощущений.
Под ощущением я предлагаю понимать не только то, что мы «видим-слышим-ощущаем», а и то, что «создает» наше сознание даже без контакта с окружающим миром: образы, представления, предположения, картинки из памяти и прочие «глюки». То, что происходит в нашем воображении и сознании, реально потому, что ум не отличает реальность и фантазию: все, что происходит в уме – для ума реально (слышали про ожоги на теле у людей, которым говорили, что их будут касаться раскаленным железом, а касались на самом деле металлом комнатной температуры?).
Осталось разобраться – что это за ощущения, к которым стремится человек? У меня есть пока гипотеза. С удовольствием расскажу.
Собственно, сама «Теория 2», или «Теория двуединой генеральной мотивации».
Предполагаю наличие двух базовых ощущений, к удовлетворению которых стремится человек: ощущение движения (или – разнообразия) и ощущение безопасности (или – целостности).
Почему именно они? Потому что главная задача живого организма – это жить. Все живое – это то, что находится в движении (чем меньше подвижность, тем «мертвее» структура, система, организм). С другой стороны — организм человека это система, которая имеет свои границы и составные части. И организм жив тогда, когда он цел. Поэтому целостность организма, его частей, а также целостность управляющей структуры — психики — является таким же важным для жизни как и обеспечение движения.
Определение на полях: живая система — это целостная совокупность динамически взаимосвязанных частей.
Далее, организм человека управляется с помощью нервной системы, которая обрабатывает информацию извне и «оценивает» сигналы. И нервная система – есть единственная отправная точка при ориентировке организма в окружающем мире (будем здесь и далее относить умственную деятельность к высшей форме деятельности нервной системы). И если с помощью нервной системы у человека «складываются» ощущения движения и безопасности, то сигналов тревоги нет и жизнь «удалась». Если ощущения другие – организм ищет пути решения этой ситуации.
Важное уточнение: человек стремится именно к ощущениям, а не к обеспечению самого движения или безопасности.
Если объективно движение происходит (человек едет, например, в поезде и смотрит в окно) и если безопасность объективна также (ну, предположим), то это еще не значит, что теперь человек будет счастлив и доволен. Ведь при внешнем движении человеку может быть скучно (привык к поездам) и может ощущаться опасность (если человек в принципе мнителен), и тогда какие бы ни были внешние и объективные данные – беспокойство человека будет возрастать (потому что ощущения важнее объективной реальности, именно по ощущениям организм и ориентируется).
Пример №1. Бесполезно заставлять человека бросить курить: ведь это его развлечение, это его способ получения новых ощущений. И если эту «игрушку» просто отобрать – что же останется? А чем заменить? – вот самый главный вопрос. Если у него вместо курения будут игрушки побезопаснее и поинтереснее – тогда интервенция будет удачной, и одна привычка сменит другую.
Пример №2. Ребенок играет в компьютерные игры и его за уши не оттащить от монитора? – разумеется: у него там приключений море и риск повредить себя или свою судьбу минимален. Так чего же ему идти на столкновение с пугающей реальностью и искать себе «реальную» работу, когда за компьютером – сохранил, перегрузился, и у тебя уже новая жизнь и снова все хорошо. А если еще оборудование современное, то вообще кайф. И ощущение движения удовлетворено, и ощущение безопасности тоже. Проблемы начинают ощущаться тогда, когда к юному компьютерщику приходит осознание, что еда закончилась, что тело затекло (во-первых) и хочет есть (во-вторых). Тогда уже на первый план выходит необходимость в удовлетворении ощущения безопасности, и юный отрок тащит попу (и все остальное) в магазин. Одним словом – «Пока жареный петух не клюнет».
Базовые ощущения могут удовлетворяться сиюминутно, а могут – с учетом перспективы. Почему это важно? – Поясню.
Мы, например, часто хвалим животных за их мощные инстинкты и за «незамороченность» (мол, вот бы и нам так, не парясь, «без головы» жить в свое удовольствие). Не торопитесь восторгаться, у животных немало проблем. Взять, например, кошку (обычную, домашнюю даже). Если у кошки, допустим, на горле выскочила экзема (зудит и чешется), то кошка будет чесать до тех пор, пока чешется. И не стоит думать, что при возникновении болевых ощущений или даже крови кошка перестанет рассекать себе горло. Наоборот, срабатывает правило «чем больше чешешь, тем больше чешется», и кошка, крича и корчась, продолжает самоубийство. Чем это может закончиться? Если не надеть на зверюгу специальный ошейник, судьба кошки заканчивается плачевно: дочесывает до артерии, кровопотеря, смерть. Ну, как вам инстинкты?
Что делает в таких случаях человек? Если человек знает, что расчесывание горла может привести к еще более плохим последствиям, то он может заставить себя не совершать губительных действий (потому что знает, что будет еще хуже). Чешется, а человек не чешет. Почему? – Потому что ум есть, и этот ум служит (при грамотном самообучении) гарантом удовлетворения базовых ощущений не только сейчас, но и впредь. Так, если у человека, заблудившегося в лесу, осталась одна краюшка хлеба, и при этом неизвестно, сколько еще придется в дебрях плутать – человек, при наличии силы воли и остатков разума, скорее всего, распределит остатки еды на столько, на сколько возможно, потому что знает – завтра тоже захочется есть.
Таким образом, если рассматривать цель жизни человеческого (и не только) организма через призму этих двух базовых ощущений, то эту цель можно сформулировать так: Цель жизни – удовлетворение двух базовых ощущений (движения-разнообразия и безопасности-целостности) одновременно, но не только сейчас, а и в перспективе.