Считается, что успешный бизнес начинается с удачной идеи. А я убежден, что успешный бизнес начинается с точных наблюдений за реальными людьми. Потому что именно благодаря этим наблюдениям мы замечаем имеющиеся у них проблемы. И уже на основе этого в голову может прийти идея, как решить эту проблему.
Недавно у меня был разговор со знакомой, которая попросила оценить жизнеспособность её бизнес-идеи. Суть заключалась в том, чтобы создать для школьников 8-11 классов и их родителей сервис, который бы помог правильно определить профессиональное направление для дальнейшего обучения в ВУЗе. Основной этой идеи послужил собственный опыт знакомой. Её мама настояла, чтобы она поступила в Технологический институт и после выпуска из него, она работает совершенно в другой сфере, никак не связанной с полученным образованием.
Как определить, жизнеспособна ли эта идея?
Очень просто! Нужно задать всего 3 вопроса и честно на них ответить.
Вопрос 1: какую проблему будет решать этот сервис?
Ответ знакомой: решает проблему неправильного выбора профессии.
Ок. Ответ засчитан. Дальше интереснее.
Вопрос 2. Чья это проблема?
Ответ знакомой: ребенка и родителей.
Ответ не верный. И на этом идею можно похоронить. Подвох в том, что неправильно определена целевая аудитория.
Целевая аудитория — всегда та, что платит деньги. Деньги платит только тот, кто имеет проблему, к которой мы предлагаем решение.
Знакомая начала возражать: Но ведь из институтов выходит куча народу, которые не могу найти работу! Неужели родителям, которые через это прошли, не будет это интересно? Разве это не было бы твоей проблемой, случись с твоим ребенком такое? И так далее…
Как, не погружаясь в эти детали, найти правильный ответ? Для этого нужно задать третий вопрос:
Вопрос 3. Кто-то из фокус-группы пытается решать эту проблему в реальном мире?
Есть ли родители, которые пытаются решать озвученную проблему? Ответ: возможно, но очень малое число. Навскидку таких не заметно.
Потому что родители, которые уважают выбор своего чада, не будут навязывать ему свое мнение по поводу выбора ВУЗа. А значит — и проблемы у таких людей не будет. Им предложение решение не актуально.
А родители, которые имеют такую проблему — сами же ее и создают неуважением и давлением на ребенка. Предложенное им решение им будет попросту не интересно.
Есть ли дети, которые решают подобную проблему? Ответ: нет! Им, либо позволяют делать выбор и проблемы нет. Или подавляют их выбор и они поступают в тот ВУЗ, куда скажет родитель.
Таким образом выходит, что знакомая придумала идею бизнеса, основанного на решении проблемы, которую в реальности никто не решает, либо решает очень ограниченное число людей. Это ключевой момент!
Идея успешного бизнеса всегда основана на решении проблемы, которую люди уже пытаются решить или решают в реальности.
Для этого нужно быть чуточку внимательнее к тому, что они делают. Смотреть по сторонам и замечать.