Найти тему
Огонь истории

Сокаль И. — Главные черты личности Святителя Иоасафа

Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск,
 и к тому очи заблуждших радостно возводятся;
тако и умножившейся на земли греховней тьме,
возведем горе очи наши, братие, и сияние добродетелей Святителя узревше,
к небесному отечеству потщимся,
егоже да не лишит Господь нас грешных, имеяй велию милость
(Стихира на Господи воззвах) [1]

Бесконечная любовь Всемогущего Бога, даровавшая человеку жизнь, предуказала ему и цель для нее: это непрерывное нравственное совершенство через постепенное приближение к своему Творцу.

Это приближение должно было свершаться по пути непосредственного общения человека с Богом, Который укреплял бы его силы, научал разумной жизни и тем помогал бы человеку постепенно уподобляться Тому, Чей он был образ и Чье создание.

Но человек уклонился от указанного пути, он отвратил лицо свое от Бога и вошел в дружбу с тем, что враждебно было Богу и гибельно человеку, так легко и скоро изменившему своему Создателю.

С тех пор жизнь человечества потекла иным путем — путем блуждания во тьме зла, блуждания, сопровождавшегося непрерывной борьбой с грехом, в котором человек теперь увидел своего опаснейшего врага.

Потребовалась чрезвычайная помощь Божия — посольство в мир Богочеловека. Эта величайшая жертва любящего Бога возродила падшее человечество и воссоздала новые благодатные силы для борьбы с грехом. И вот, в зависимости от того, как ведется эта борьба, умножается и уменьшается среди человечества и греховная тьма.

Но милость Всеблагого Промыслителя и тут не оставляет беспомощным человечества и, «огустевшей тьме нощней, умножает звездный блеск».

Сбившийся с пути человек невольно обращает взор свой к небу и при сиянии звезд его обретает утерянный путь к небесному отечеству.

Так помогал Господь всегда человечеству, так помогает и теперь, когда оно опять сбилось с прямого пути и блуждает во тьме греховной.

По милости Божией новая звезда воссияла теперь на небесном горизонте, новое знамение Божественной помощи явлено заблудшему человечеству. Прославлен Богом великий угодник Его Святитель Иоасаф, Богоизбранный светильник веры христианской, усердный молитвенник земли Российской и ревностный защитник церкви православной.

И вот ко всем теперь взывает Церковь: приидите, «слезами умиления лица своя орошающе.., целуем угодника нетленныя мощи, яко реку чудес и исцелений источник неоскудный, яко божественныя силы знамение яснейшее, еже в наша маловерная времена в сердцах веру умножает, неверныя же к вере возводит и Святителя Божия чтити всех научает» [2].

Прославление Богом Святителя Иоасафа есть великое знамение наших времен, ибо в этой святой личности есть все, что не достает современному человечеству для того, чтобы выбраться ему из тьмы греховной на путь указанной Богом жизни.

Что же так возвышает прославленную Богом личность Святителя над современной жизнью человечества?

Прежде всего, глубокая вера в Бога и преданность Его святой воле.

Осененный благодатным покровом милости Божией, Святитель Иоасаф еще с детства вверил себя водительству Всеблагого Промысла, предал свою волю в руце Божии и охотно всю жизнь следовал по тому пути, на который призвал его Бог. Подобно древнему Аврааму он оставил родной дом и, послушный Божественному зову, вступил в жизнь, незнающую плотского родства и земных связей. Святитель Иоасаф верил, что Господь и там не оставит его без Своей милости и не даст погаснуть пламени, которым пылала душа его, освещающая впоследствии тьму людского неверия и беззакония. И эта глубокая вера вменилась ему в праведность. Господь прославил своего избранника, «телом ныне в нетлении почивающаго, духом престолу Божию предстоящаго, чудеса преславная источающаго и для всех людей правилом веры являющагося» [3].

Взирая на образ Святителя, что должно переживать современное человечество?

Неужели оно не уразумеет, что чудесное прославление веры новоизбранного Угодника есть обличение современного неверия! Неужели не восчувствует, что Милостивый Господь через Святителя Иоасафа еще раз призывает человечество на путь истинной жизни, приводящий к Богу через глубокую веру в Него!

Вера, одухотворяющая личность Святителя, обусловливала развитие и других ее черт. Она создавала гармонию духа, при наличии которой воля Святителя открывала двери его сердца, откуда постоянно исходила сила, оживляющая прирожденные разуму понятия о Любящем и Всеблагом Боге. При наличии такой гармонии Святитель ясно сознавал, что жизнь в Боге есть основное требование человеческого духа и непрестанное стремление к своему Творцу непреложно для отображающей его духовно-телесной твари.

Отсюда, пламенная религиозность, проявляющаяся прежде всего в ревности о славе Любящего и Всеблагого Бога была второй отличительной чертой личности Святителя Иоасафа.

Он всю жизнь земную неугасаемо пылал огнем духовной ревности. Этот огонь одухотворял его личность, укреплял его слабые человеческие силы и охранял от всего, что могло удержать душу в ее стремлении к Богу. Пламя духовной ревности, возносящее Святителя от земли на небо, попаляло все, что заграждало ему путь к Богу, что оскорбляло Бога и препятствовало явлению славы Его на земле.

А эта черта личности Святителя о чем говорит современному человечеству? Разве она не обличает явного равнодушия, холодности и черствости людского сердца ко всему божественному, религиозному, церковному!

Разве она не увлекает за собой тех, которые чувствуют, что в сердце их еще жив Бог!

Упадок веры среди современного человечества лишил душу возможной гармонии. Разум, не оживляемый деятельностью холодного сердца, перестал мыслить о Боге, об истинном смысле жизни — о спасении: предметом его внимания теперь сделались больше мелочные заботы об удобствах земной жизни. Воля, отягченная теми же заботами, тоже ослабела, и личность лишилась правильного регулятивного начала. Отсюда и понятна современная расшатанность, вялость, равнодушие и холодность к жизни религиозной.

Пламенная духовная ревность, увлекавшая Святителя от земли на небо, возбуждала в душе его желание быть всегда в общении с живущим там Богом; отсюда постоянная молитвенная настроенность была неотъемлемой потребностью его святой души. Святитель непрестанно молился и в молитвенном общении с Богом почерпал силы для совершения предназначенного ему свыше жизненного пути. Своим молитвенным примером Он увлекал других, а в научение оставил людям свою молитву, которая уясняет истинный смысл жизни человека на земле.

Какой назидательный пример в постоянной молитвенной настроенности Святителя могут почерпнуть себе люди, не испытывающие потребности в молитвенном общении с Богом!

Как часто теперь говорят, что молитва не нужна, что нет настроения молиться, а без подобающего настроения молитва неугодна Богу…

Все ждут настроения и думают, что оно создается само собою в условиях мелочной, похотливой жизни. Они забывают, что молитва есть великий подвиг, требующий большого усилия воли со стороны личности, равно как не хотят знать и того, что молитва — это наш прямой долг пред Богом, любовь и милость Которого так долго терпят наши беззакония.

Непрестанное молитвенное общение с Богом всегда просветляло душу Святителя, оно облегчало ему понимание условий, в которых должна протекать разумная жизнь человека и создавало истинную мудрость житейскую, какою отличалась личность Святого Угодника Божия.

Эту мудрость Святитель проявлял в создании наиболее благоприятных условий жизни, как своей лично, так и других людей. Он учил строить жизнь, прежде всего, на почве истинного служения Богу и только этим служением обусловливать свои отношения к людям.

Как поучительно это для тех людей, которые вместо Бога возлагают свои надежды только на «сыны человеческия» и хотят строить жизнь исключительно на началах социального блага!

Служение Богу, полагаемое Святителем в основу его жизни на земле, требовало особой подготовки чрез духовные подвиги и борьбу с греховными наклонностями человеческой природы. Отсюда аскетизм и строгое подвижничество были отличительными чертами прославленной Богом личности Святителя Иоасафа.

Непрестанные подвиги духовной борьбы, возносящие дух Святителя к небу, ослабляли и без того немощное его тело, но эта телесная немощь не останавливала Святителя. Он знал, что эта слабость есть печальное наследие искаженной грехом природы тела, которое вначале не знало болезней и предназначалось к бессмертию.

Терпеливо перенося болезни, как должное за первородный грех, Святитель Иоасаф ревностно соблюдал еще строжайший пост, часто лишая себя даже горячей пищи. И это все —  безропотно, охотно, добровольно, потому что он ясно сознавал, как велик грех человека пред Богом, и как беспредельна милость его к падшему человеку!

Аскетизм и духовно-телесные подвиги, так возвысившие личность Святителя, особенно должны быть разительны для современного человечества. Без желания служить Богу и быть в общении с Ним, без мысли о тяжести греха и святости Промыслителя невозможны духовно-телесные подвиги поста и воздержания. Неверующим людям непосильны они. Люди не хотят проникнуться искренним сознанием личной греховности, не хотят с благоговейным смирением преклонить свою главу пред Святостью Творца и не чувствуют потребности посвятить свою жизнь на служение Богу. Они слишком горды в своем сознании, похотливы в настроении и мелочны в жизни.

Каким же обличением для них является аскетически настроенная личность прославленного Богом Угодника?

Подвиги поста и воздержания, укреплявшие душу Святителя и одухотворявшие его болезненное тело, поддерживали в нем желание быть скорее с Богом и создавали постоянную готовность предать свой дух в руце Божии. Вот почему Святитель Иоасаф и не боялся думать о смерти. В ежечасной молитве, вспоминая о ней, он спокойно ждал ее, потому что всегда готов был дать отчет перед Богом.

Постоянное памятование о смерти тоже поучительно для человечества. Теперь редко думают о смерти, многие даже избегают этой мысли. Избегают потому, что слишком привязаны к земным интересам: им некогда бывает заняться необходимым приготовлением к ней, некогда подумать о должном отчете, какой потребует от них Всеправедный Судия за порогом земной жизни.

Личное стремление к Богу всегда соединялось у Святителя с непрестанной ревностью о спасении других людей. Сознавая силу греха и слабость человеческой природы, Святитель всегда спешил на помощь погибающему человеку и старался насильно вырвать его из бездны греха.

Меры его воздействия в таких случаях обусловливались исключительно характером личности, подлежащей исправлению. Как в древние времена жестоковыйность Израиля вынуждала Всеблагого Бога к строгим наказаниям, так и тяжкая греховность некоторых чад вверенной Святителю паствы вынуждала его иногда к суровым мерам воздействия. Но всегда в таких случаях Святитель оставался нелицеприятным судьей, хотя грозно вразумляющим, но зато духовно врачующим.

Как бдительный страж долга и правды, Святитель Иоасаф никогда не мирился с ложью и не признавал преступного закона непротивления злу. Он всегда соединял с истиной милость и с правдой снисхождение, покрывая все своею любовью, которая никогда не угасала в его сердце.

Этой любовью согреты были все его отношения к людям и особенно к духовностраждающим и телесноболезнующим. В этой любви почерпали себе силу и постоянное милосердие с нищелюбием, которые в обилии проявлял Святитель всем нуждающимся.

Любовь к ближнему, ревность о спасении его, милосердие и нищелюбие прославленного Святителя являются наилучшим напоминанием современному человечеству о необходимости смягчить свою черствость, изгнать из сердца эгоизм и заменить его самоотверженной любовью к человеку.

Служение Святителя в условиях обыденной жизни и прославление его после смерти есть великое ручательство в том, что спасение достижимо и в условиях нашей жизни, но только нужно желать его и деятельно стремиться к нему в непрерывном единении с Богом.

Прославление Святителя Иоасафа является вместе с тем и свидетельством величия христианской веры и непреложной святости православной церкви, в недрах которой Святитель свершал свое спасение. Чудесные исцеления, в обилии совершаемые Святителем, явно говорят о возможности общения живых с умершими, а также и о действительности воскресения мертвых, о котором проповедует церковь, но которого не хотят признавать современные лжеучители, отвергающие все сверхъестественное.

Наконец, благовременное явление новоизбранного Угодника воочию убеждает всех в чудесном действии в мире Всеблагого Промысла Божия, Который всегда руководит жизнью человечества, освещая ему путь ко спасению через Своих Избранников.

«О, преславнаго чудесе!

О, божественнаго к нам грешным долготерпения!

Яко умножившимся соблазном на земли и вере зло умаленней, чудесная умножаются от мощей Святителя исцеления. Зрите убо, людие российстии и вся верная Христовы Церкве чада, колико может молитва праведнича, како древних чудес подобие днесь нам является. Слава Тебе Христе Боже, яко Ты оси Святыми чудодействуяй; сотвори ны достойны толикия благодати быти, слышатели и свидетели чудес Святаго Иоасафа сущыя, и избави нас от безмерных грехов, и радость спасения Твоего подаждь нам» [4].

Примечания

1. Из службы Святителю Иоасафу

2. Стихира на хвалит

3. Тропарь Святителю Иоасафу

4. Стихира на хвалит

Текст приводится по изданию: Сокаль И. — Главные черты личности Святителя Иоасафа в сопоставлении с религиозно-психологическим состоянием современного человечества, Курские епархиальные ведомости, №35 (4 сентября 1911 г.), с. 8-14

OCR и приведение в современную орфографию: Николай Гончаров

http://ignis.orthodoxy.ru/?page_id=2651