Классик американской литературы Теодор Драйзер был приглашен в Россию на празднование 10-летия Октябрьской революции. Советское правительство охотно приняло его просьбу продлить пребывание в стране и дать возможность глубоко окунуться в жизнь простых людей. Четыре месяца, с октября 1927 по январь 1928, писатель путешествовал по России, встречался с лидерами правительства, выдающимися деятелями искусств, посещал заводы, общежития, кооперативы, театры, школы, исправительные учреждения и т.д. провел немало времени в железнодорожных и автотранспортных переездах. Впечатления от поездки «по горячим следам» отразились дневниках, которые вел сам Драйзер и его помощница Рут Кеннел. Наблюдательность и живой характер писателя, «маятниковые» колебания его убеждений, философские размышления и высокая степень откровенности придали особую увлекательность и оригинальность уникальному документу о событиях почти столетней давности.
Ниже приводятся три отрывка, в качестве «демоверсии» целого издания:
«Меня будят музыка оркестра и тяжелая поступь солдат, входящих на Красную площадь. Это начало празднования. Красная гвардия. Курды из Курдистана, донские казаки, сибирские стрелки – колонна за колонной… Потом появляются рабочие: машинисты, резчики по дереву, стекольщики, обувщики, мебельщики, камнерезы… Они маршируют, чтобы показать миру, насколько велика их вера в Красную Россию. Я никогда не ожидал увидеть марш азиатов с лицами всех типов – от китайского до европейского, с пением гимнов о братстве и благоговейном приветствием в честь их всеобщего учителя Ленина. Я думаю (если только человеческая природа сможет подняться до такой возможности) – это один из шансов для подлинного улучшения человека. Но вполне может быть, что эта программа слишком красива для того, чтобы быть успешной…»
«В 5 часов вечера я пообедал с Маяковским, самым ярким русским писателем. Это молодой гигант, похожий на американского призового боксера. Брик, литературный критик, и его прелестная жена Лилечка. Третьяков, автор пьесы «Рычи, Китай», поставленной в театре Мейерхольда, и его жена, тоже литератор. Все они представляют ядро группы ЛЕФ. Присутствовал также очень дружелюбный бультерьер. Мы начали поедать множество блюд: черная икра в огромной миске, несколько видов рыбы, русские рулеты из мяса, водка, вино и легкие шутки, которые становились все острее. Я наелся уже на первой перемене блюд, когда появился настоящий ужин: суп, гусь с яблоками и многое другое. Затем подали чернослив со взбитыми сливками – я добавил водку к сливкам и сделал таким образом замечательное изобретение, которое, как они сказали, будет называться «Крем Драйзера»…
«Должны ли мы забыть о том, что, когда нашей стране было 10 лет, у нас тоже были странные взгляды, которые мы сейчас считаем невозможным? Помните ли вы, что ранняя история нашей страны хранит имена людей, сожженных на костре за их религиозные убеждения? Когда вы почувствуете себя особенно великими, вспомните, что всего 66 лет назад нашу нацию, основанную на идее равенства, раздирала гражданская война, потому что большая часть населения свято верила в необходимость рабства…»
Драйзер Т. Драйзер. Русский дневник.\пер. с англ.Е.Кручиной. – Москва: Эксмо, 2018. – 320 с. – (Из личного архива)
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.