О принципиальной разнице в использовании ВВС в Рейхе и СССР поговорим в этой статье
Уважаемые читатели, задался вопросом, о фантастически результативных асах Германии в период Второй Мировой войны. Постарался рассмотреть этот вопрос максимально разносторонне. О качестве подготовки немецких пилотов, и было ли это благом для войны в целом в первой части статьи.
Начнем, наверное, немного издалека. Откуда "взялось" "люфтваффе"и кто его "папа". Разумеется это Герман Геринг, ближайший помощник Гитлера и во многом "лицо" партии нацистов. Блестящий офицер, великолепный истребитель, патриот Германии. Таким его запомнили по Первой мировой войне. Он был наверное единственным человеком в "верхушке" НСДАП, который пользовался искренней внеполитической популярностью.
А когда нацисты пришли к власти, он занял целый ряд ключевых должностей в руководстве Германией. При этом являлся человеком довольно вспыльчивым и "сердитым". Его фраза "все что летает-мое", как нельзя более точно характеризует положение дел в Люфтваффе. Начал я настолько издалека,чтобы была понятна степень независимости ВВС Германии от других родов войск. Ни Кейтель с Йодлем, ни фон Бок с Манштейном никогда не обладали влиятельностью главы ВВС. В случае конфликта между "армейскими" и летчиками последние всегда могли надеяться, что "папа" прикроет, причем такой "папа" с которым никто "связываться" не захочет. Как результат: что делать Люфтваффе, решали только сами Люфтваффе и вмешаться в это мог только один человек-лично фюрер.
Теперь к теме. Немецкие летчики истребители вполне открыто говорят о категорической "нелюбви" к "воздушному бою". Их излюбленная тактика - внезапная атака в наиболее выгодных условиях и такой же быстрый отход.
Вполне логично. Это наиболее результативный и наименее опасный способ действий. Об этом говорит сами немецкие "эксперты". Несколько их хороший интервью есть в интернете. И при сохранении господства в воздухе это отлично работало. В небе почти всегда были небольшие, но многочисленные группы немецких "ягеров", которые "рыскали" в поисках жертвы. Так было в Польше,во Франции, в первые годы войны с СССР. А вот при серьезном сопротивлении все было не так радужно. Когда не удавалось контролировать небо целиком и истребители "привязывали" к чему то, то как правило оставались недовольны ни сами "асы Люфтваффе", ни те кого они прикрывали. Но мы помним, кто "прикрывал" сами Люфтваффе, да и дрались немцы действительно неплохо. Первый звоночек прозвонил в небе над Англией. Там внезапного удара,по понятным причинам,не получилось, господством в воздухе овладеть не удалось. И от бомбардировщиков пошли жалобы на истребителей-они нас плохо прикрывают. Пикантность ситуации была том, что жаловались не какие там "армейские" а такие же летчики, для которых Геринг был таким же командиром. Разразился страшный скандал. У истребителей случилась реальная истерика с просьбами об отставке у командиров и всеми остальными "удовольствиями". для интересующихся темой рекомендую: ( Адольф Галланд ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ. НЕМЕЦКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ 1941-1945 ). Книга с исторической точки зрения довольно посредственная, но данный конфликт освещающая неплохо. Хоть и однобоко.
Теперь что мы имеем в СССР. Ни о какой самостоятельности ВВС даже речи не шло. В начале войны фронтам придавались отдельные дивизии, но опыт боев показал, что это распыляет силы и весной 42 года части ВВС были сведены в воздушные армии. Но подчинение осталось тем же-главный командующий фронтом, и только в исключительных случаях командующий ВВС. Что из этого следует? Советские ВВС действовали СТРОГО В ИНТЕРЕСАХ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК. Которые собственно и выигрывают войну...ну или проигрывают. Благодаря этому советские истребители имея меньшие цифры по сбитым самолетам, для победы в целом делали больше.
Чтобы прояснить ситуацию приведу пример. Очень грубый, на пальцах,но все же...
Переправа, по ней идет советская дивизия. Неважно уходит от разгрома или расширяет плацдарм. На прикрытие уходит группа "Яков", или "Ла" или "И-16". И командир сопровождает отеческим напутствием: упадет бомба на переправу:"головы открутят" и ведь действительно открутят. И вот к мосту подходит группа "штук" под прикрытием "Bf 109". Хотя, как мы помним по Англии, не слишком любимая работа для "экспертов". Какая задача у "яков"? Правильно, переправу прикрыть. Если не собьют никого-черт в ним, а вот разбомбят мост... Соответственно какая главная задача? Даже не сбить-отогнать бомбардировщики. И большинство группы занимается именно ими. А "мессеры" сперва расправляются с теми кто их связал боем, а потом завязывают бой с остальными... Но кое-как отбиться удается, где отогнать, где напугать, где сбить с атаки и переправа уцелела. Результат боя: сбитых советских самолетов, допустим 3, а у немцев-1 бомбардировщик. Но мост цел. Вопрос, чья это победа? На первый взгляд смешно говорить 3 к 1. Но вот дивизия переправилась и спаслась. А что для исхода войны важнее? 3 самолета или дивизия пехоты?
Понимаю,что "притянуто за уши", но на мой взгляд, довольно наглядно.
Еще раз подчеркну для советских истребителей конечной целью была победа на земле. А для немцев,если не полностью, то во многом-количество сбитых самолетов. Каждый получил что хотел....
В третьей, заключительной части разберем "а был ли мальчик" насколько обоснованны "космические" цифры побед немецких летчиков.
Уважаемые читатели вышла статья о ВВС Японии в ВМВ
Ссылка на первую часть
Ссылка на вторую часть
Буду благодарен за конструктивную критику. Понравилась статья-ставте лайк, а еще лучше подписывайтесь на канал.
С уважением