Всю неделю небезразличная общественность обсуждает историю, которая приключилась в продовольственном магазине «Жизньмарт» (ООО «Кушать надо вкусно и полезно, а не как сейчас в магазинах» - серьезно, такое название у юрлица). Основатель Иван Зайченко организовал у себя полку для просроченных продуктов, которые желающие могли забрать бесплатно. После публикаций в СМИ в магазин пришли сотрудники Роспотребнадзора, которые запретили раздачу просроченной еды.
Реакция общества последовала незамедлительно так же, как при обсуждении “бульдозерных” войн Россельхознадзора с санкционкой: почему нормальную с виду еду нельзя отдать нуждающимся, многодетным семьям или пенсионерам, которые едва дотягивают до очередной пенсии?
Ответ простой, хоть и немного жестокий: употребляя просроченные продукты, вы рискуете отравиться даже в том случае, если они выглядят нормальными, и если вы умрете, за это никто не ответит.
Это не значит, что нужно продолжать все выкидывать. Во многих странах мира нашли выход: во Франции есть закон, запрещающий супермаркетам выбрасывать или уничтожать продовольствие, оставшееся непроданным за несколько дней перед окончанием срока реализации, американская сеть благотворительных банков еды Feeding America забирает излишки еды и раздает в сельских общинах.
В России тоже есть фонд продовольствия “Русь”. Он состоит в международном движении банков еды, которые с 1967 года спасают пригодное к употреблению продовольствие с заводов, из магазинов и кафе, а затем распределяют это продовольствие среди нуждающихся. Однако действующий в России налоговый механизм создает дополнительное налоговое бремя при передаче товаров фонду. Налоговые потери по НДС и налогу на прибыль могут достигать 38% от стоимости передаваемой продукции.
Кажется, было бы гораздо более эффективным направить свой гнев не на Роспотребнадзор, который не хочет, чтобы кто-то помер от просроченной куры, а на законодателей, которые вот уже который год не могут принять поправки, которые стимулировали бы бизнес отдавать лишнее тем, кто в нем нуждается.