Найти тему
между прошлым и будущим

Будущее -- для человека?

Эта статья была написана 4 года назад как размышления о первом конкурсе научно-фантастических рассказов среди молодежи "Будущее -- для человека!" Прошли годы, и обнаруженные на первом конкурсе тенденции вновь проявились уже на пятом конкурсе НФ-рассказа. И, значит, необходимо повторить статью.

-2

Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно.

Рей Бредбери, американский писатель-фантаст

Завершился первый открытый областной литературный творческий конкурс [в Нижегородской области]. Нельзя сказать, будто творческие конкурсы явление совершенно новое для библиотечного сообщества - пользователи библиотек регулярно участвуют в конкурсах рецензий, эссе, книжной и библиотечной рекламы и т.д. Но в 2014 году Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина и Музей науки "Кварки" впервые объявили конкурс художественных произведений, а именно -- рассказов в области научной фантастики. Задача совершенно новая как для библиотек, так и для их пользователей. Как оказалось, задание конкурса было много сложнее, чем полагали организаторы.

В положении о конкурсе его цель была сформулирована следующим образом: "формирование у подрастающего поколения научной картины мира, образа общества гуманистических ценностей в ближайшем и далеком будущем". Казалось бы, не такая уж и сложная задача. В силу возраста участники конкурса не должны были забыть школьную и вузовские программы, да и молодость всегда мечтает о прекрасном и светлом будущем. В реальности картина оказалась не столь радостной.

Из 86 работ, представленных на конкурс, к конкурсу были допущены только 19. Много это или мало? Очень мало. Наблюдение за множеством сетевых конкурсов свидетельствует, что такой отсев встречается крайне редко. С другой стороны, жюри конкурса подошло к рассмотрению конкурсных работ максимально лояльно, понимая, что участники -- не профессиональные писатели и даже не любители, у которых имеется хоть какой-то опыт литературного творчества. Однако подавляющее большинство работ не соответствовало минимальным требованиям, по которым оценивались конкурсные работы. Зато именно отсеянные творения наиболее четко продемонстрировали все тенденции, что существуют в молодежной среде.

С какими же трудностями столкнулись участники конкурса?

Первой проблемой стала форма произведения. Хотя литературоведы и критики много спорят о том, что такое рассказ, опытный читатель интуитивно отличает рассказ от других литературных форм, в том числе и малых. К сожалению, подобного читательского опыта у многих участников конкурса не оказалось. Вместо рассказов нам присылали эссе, статьи, зарисовки, тезисы школьных докладов и даже заявку на съемки телесериала.

Второй проблемой для конкурсантов стала путаница с жанровой принадлежностью рассказов. К сожалению, из двух слов "научная фантастика" большинство участников конкурса не заметили первого слова -- научная. Нам присылали мистику -- самая значительная группа произведений, боевики -- вторая по объему группа рассказов, фэнтези, сказки и рассказы, в которых отсутствовал какой-либо фантастический элемент. Конечно, обнаружить истоки подобной ситуации несложно. Обойдите книжные магазины и вы увидите, что фантастика научная на полках магазинов практически не встречается, а если и встречается, то это переиздания книг прошлого века, где самые новые научно-фантастические произведения написаны в начале 1990-х годов. Та же ситуация видится и на многих фантастических конкурсах, как сетевых, так и бумажных, организуемых издательствами -- организаторы практически никогда не предлагают участникам задания, связанные с научной фантастикой. В результате большинство конкурсантов продемонстрировали полное незнание отечественной и зарубежной научной фантастики и потому оказались в положении человека, в очередной раз изобретающего велосипед, поднимая в своих рассказах проблемы, которые благополучно рассматривались и даже решались в фантастике и обществе еще в 1950-1970-х годах.

Другой неожиданностью для членов жюри стало крайне слабое владение значительной частью конкурсантов материалом. Большинство представленных рассказов стали убедительным свидетельством того, что участники конкурса никогда не читали не только научную, но даже научно-популярную литературу, предпочитая им такие сетевые ресурсы, как Википедия - - хотя значительная часть ее статей о науке безнадежно устарела -- или псевдонаучные скандальные издания, заполонившие полки книжных магазинов и неизбежно попадающие в библиотеки и отрицающие достижения физики, химии, математики, биологии, истории и других наук. Печально, но значительная часть авторов не продемонстрировала не только научного мышления, но и сколько-нибудь рационального. В подавляющем большинстве работ авторы демонстрировали сказочное мышление, причем в наиболее архаичной его форме, что проявлялось в неспособности выявить причинно-следственные связи, общей пассивности персонажей и уверенности, что все проблемы будут решены сами собой, либо с помощью высших сил, в роли которых могут выступать роботы, пришельцы из будущего, инопланетяне или иные волшебные помощники.

И, наконец, третьей проблемой конкурсантов стало непонимание молодыми авторами такого понятия, как гуманизм. Нельзя сказать, что непонимание связано с неумением выбирать между разными определениями термина. Конкурсанты продемонстрировали непонимание этого явления даже на интуитивном уровне. В части работ, к счастью небольшой, авторы проявили откровенную агрессивность, полагая, что любую проблему можно решить с помощью автомата Калашникова. Точно так же авторы таких рассказов пребывают в уверенности, что стоит перестрелять всех супостатов, как в обществе немедленно начнется благодать без малейших усилий со стороны граждан.

К счастью, подобная агрессивность встречалась среди работ нечасто. Большинство конкурсантов демонстрировали в своих рассказах доброжелательность, сострадательность, но при этом и пассивность, неспособность к какой-либо активной деятельности. Во многих рассказах как величайшее благо представлялся отказ от деятельности и любых видов производства (правда, авторы не задавались вопросом, каким образом в таких условиях будет существовать человечество и не вымрет ли оно от голода). Не удалось участникам конкурса и представить какую-либо картину светлого будущего. Светлое будущее расплылось в неясных пожеланиях комфорта, в котором не осталось места для науки и созидания, а если это комфортное бесконфликтное будущее и наступало, то чаще всего по "щучьему велению, по авторскому хотению". При чтении подобных рассказов складывается впечатление, что наше общество так увлеклось поисками духовности, что в этих поисках утратило Человека. Человека мыслящего, образованного, занимающего активную жизненную позицию, находящего радость в созидании и творчестве.

Как вы заметили, я практически ничего не сказала о художественной составляющей поданных на конкурс произведений. Выявить какие-то общие черты здесь не представляется возможным, т.к. качественный разброс рассказов очень велик -- от первых робких проб пера с большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок до произведений, авторов которых можно считать вполне сложившимися молодыми писателями. Очень жаль, что несколько замечательных работ не прошли конкурсный отбор, т.к. не являлись фантастическими, но я надеюсь, их авторы продолжат литературное творчество.

А теперь несколько слов о роли библиотекарей и библиотек при проведении подобных конкурсов. На некоторых титульных листах конкурсных работ в качестве руководителей проектов стоят имена библиотекарей, указаны названия библиотек, где они работают. Встает вопрос, в чем должна заключаться работа библиотек с авторами? Не забудем, что литературное творчество является индивидуальном процессом, и помимо овладения профессиональными навыками, писатель должен уметь нести личную ответственность за свои творения, не прикрываясь ничьим авторитетом -- в том числе авторитетом библиотекарей и библиотек. Излишняя забота может вызвать у молодых превратное представление о своем творчестве.

Так в чем тогда должна была заключаться помощь библиотек авторам? В основном, в предоставлении им необходимой литературы. Зададимся вопросом, как часто в библиотеках устраивались книжные выставки научной фантастики, а не популярных среди молодежи историй вампиров, оборотней или любовных мелодрам? Большинство программ по продвижению чтения и привлечению молодежи в библиотеку предлагают устраивать выставки тех книг, которые пользуются популярностью у молодых, но среди этих популярных произведений не числятся произведения в жанре научной фантастики. Таким образом, более перспективным видится не следование за молодежными вкусами, а формирование этих вкусов.

Другой важнейшей читательской и творческой проблемой пользователей является умение отделять научную и научно-популярную литературу от модных псевдонаучных изданий. И в этом случае библиотекари должны оказывать читателям помощь - прежде всего, самим научиться отделять зерна от плевел, а затем научить этому читателей. В настоящее время библиотеки очень много времени отдают организации досуга пользователей, погоней за модными литературными новинками. Обращение к классике научной фантастики, а также к научно-популярным изданиям может оказаться более продуктивным.

Пока же я хочу сказать несколько слов о рассказе -- победителе конкурса. "Четыре капитана" Елены Щетининой -- прекрасный образец научной фантастики, стоящей на стыке биологии (в том числе, ксенобиологии), психологии и обществоведения, образец стоицизма, оптимизма и гуманистического мировоззрения. Очень интересно выглядит фантастическое допущение рассказа -- существование цивилизации, в которой отсутствует понятие "я" и есть только "мы". Трудный путь к пониманию землян и представителей иного разума, осознания ценности отдельного индивидуума, знакомство с такими явлениями, как "дружба" и "взаимопомощь". Поскольку наш конкурс был открытым, то Гран-при конкурса отправился в г. Омск. Будем считать это вызовом на будущее.

Один конкурс научно-фантастического рассказа завершился, но сейчас начался второй1. У библиотек еще есть время познакомить молодых читателей и авторов с работой их предшественников. А девизом этой работы я предлагаю взять стихотворные строки из рассказа Елены Щетининой, протянувших нить от рассказа "Четыре капитана" к роману Каверина "Два капитана", а от романа к поэме Теннисона "Улисс": "Бороться и искать, найти и не сдаваться!".

--------------------

1 Информация о конкурсе http://vk.com/fantcom2014

Конкурс будет продолжаться.

© Юлия Р. Белова