Найти в Дзене
Теории всего

Упёртость и предубеждения (окончание)

Оглавление

Продолжение статьи о так называемых эвристических шаблонах. Ниже представлены другие группы предубеждений, влияющих на ваш выбор.

Внимание к известному.

Консерватизм. Раньше было лучше, потому что текущее не налезает на закостенелую не гибкую застаревшую карту нашего мировосприятия.

Самодостаточность имеющейся информации. Склонность опираться в выводах и суждениях на имеющуюся информацию, даже в том случае, если она объективно ничтожна и не соизмерима с фактами. Пример: знал одну РСП, которая легко нашла нового мужа.

Ошибка выжившего. В отличие от предыдущего заблуждения, это основано не на собственной памяти, а на памяти эгрегора. Нам бесконечно ставится в пример успешность избранных, но почему-то умалчивается о тысячах, тех кто не добился на этом же пути ничего.

Внимание к фокусу. Как только мы приобрели или хотим взять в пользование какой-то объект, данный или подобные объекты сразу же начинают попадать в поля внимания, как будто их стало больше. Тоже самое относится к области текущего интереса, увлечения.

Когнитивная легкость. Добро пожаловать в зону влияния агрессивного маркетинга. Вы думаете что беспрерывный явный и скрытый долбеж из каждого утюга никак не работает? Ни тут то было. Это работало в школе на уроках ин.яза, это работает и в жизни на склонение к цветному фантику в момент выбора между ценой и ничем.

Контекст. Добро пожаловать в зону влияния агрессивного маркетинга в овечий шкуре. Приятная музыка, мягкий свет и прочие атрибуты в магазине – не случайны и не для вашего комфорта. Расслабьтесь, поддайтесь зову сердца, обменяйте большего своего времени и здоровья на бесполезные вещи.

Соотнесение с собой. Мы более предрасположены доверять информации, которая сильно соотносится с нами. Тоже самое касается людей – мы больше доверяем людям похожим на нас. Если применить к человеку эффект Барнума (из первой статьи цикла) т.е. начать преподносить информацию с вводной части, содержащей эту самую расплывчатую информацию, то можно гораздо лучше расположить к себе публику на презентации нового товара (привет маркетинг).

Короткий путь. Склонность фокусироваться на известной информации при ознакомлении с новым или при принятии решения, без возможности подкрепления его необходимыми данными. После того как мы единожды сделали для себя вывод, мы принимаем его за свое убеждение и в совокупности с другими искажениями, начинаем верить и защищать его, однако, рано или поздно мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши представления и предрассудки идут в разрез со статистикой и фактами.

Ошибка обратного подсчёта. Склонность подгонять процесс решения под результат, если он известен или искажать процесс, после того как результат стал известен. Ну, потому что так легче, а мозг не любит сложных путей. Всем известно женское «я как чувствовала», не зависимо от контекста и полярности результата, яркий тому пример.

Перфекционизм или избыточность.

Избыточность информации. Кашу маслом не испортишь? Ну вот оказывается можно. Особенно если масло (информация) уже давно не влияет на принятие решения.

Картинка в скучной книге. Яркий объект или информация на скучном фоне запомнится значительно лучше, чем в ряду себе подобных. Цветной объект на ч/б фотографии, шутка на лекции, высокий человек, картинка в тексте… О! А вот мы и проверим:

Негативизм. Переоценка негативного исхода это наше все. На всякий случай надо взять зонтик, йод, костыль и вазелин. Хотя рационализировать вероятность исхода и оценить варианты решения вероятных проблем, поему то не приходит в голову.

Ложка дёгтя. Склонность омрачаться из-за незначительных мелочей. Отсюда растут корни таких крылатых выражений как «эх, сейчас бы еще…», «…ну вот, попили пивка», и прочих лишних мыслей, не дающих нам возможности насладиться моментом.

Кластеризация. Склонность видеть связь и систему даже там, где ее нет. Данная склонность является предшественником таких невинных традиций как: не делать фотографии перед стартом или восхождением в горы; до таких как: отмена сделки, встречи, в случае какого-либо «знака».

Не рисковать. Казалось бы, но самое смешное, что именно на этом искажении основаны многие схемы аферистов. Однако, ни к чему не хочу призывать, это личное дело каждого.

Внешние факторы.

Эффект стада. Человек это разумное существо, а толпа – страшный, тупой, беспощадный зверь. В толпе мы теряем индивидуальность и становимся такой же частью огромного организма, как клетки нашего тела. Только управляет этим организмом не разумный мозг, а безумный гнев, потому как это в 99% причина образования толпы.

Я не я. Не ходите в магазин на голодный желудок, дважды подрочить перед тем принять важное решение, – и другие правила, избавляющие нас от сильных помех, влияющих на выбор. Что поделать, мы всего лишь люди, на наш конечный выбор влияет миллион факторов, и до холодного расчета нам как до луны. Но, возможно, в этом и наша прелесть.

Все, больше не буду на эту тему.