Что предпринять, чтобы рекрутер не отправил письмо с резюме в корзину
Представьте, что вы в час пик в метро спешите на работу. Вокруг сплошная серая масса, и вдруг рядом пробегает женщина в оранжевом пальто и изумрудной беретке, а над ней — раскрытый зонт в цветной горох. Каковы шансы, что вы ее не заметите? Точна такая же история с резюме. Индивидуальный подход и авторская редактура позволят вам выделиться в потоке соискателей, уверяет карьерный консультант, создатель ресурса «Вакансии для хороших людей» Ирина КОНТОРЕВА. При этом нужно избежать ряда стандартных ошибок, предупреждает она.
Ошибка №1
Описывать в резюме на нескольких страницах весь свой трудовой стаж, даже тот, который остался за плечами в прошлом веке.
Когда трудовой стаж перевалил за 30, а то и 40 лет, резюме по объему приближается к роману «Война и мир», а по содержанию напоминает автобиографию. Родился, учился, женился, не привлекался, работал, уволился, снова работал. И все это сплошным текстом без абзацев и красной строки, включая нерелевантный опыт работы вожатой, уборщицей, продавцом книг, курьером и упаковщиком. Как же? Это же отражено в трудовой книжке, а значит, должно быть в резюме и желательно в хронологическом порядке. Между тем идеальный объем резюме профессионала — две страницы, максимум три. Вы спросите, как отредактировать весь опыт, чтобы ужать его? Вполне допустимо ограничиться последними 10—15 годами работы и перечислять их нужно в обратной хронологии.
Ошибка №2
Послать работодателю шаблонную форму резюме с крупных ресурсов типа hh или SuperJob без сопроводительного письма.
Кстати, есть один небольшой секрет насчет того, в какое время суток лучше всего откликаться на вакансию. Чаще всего рекрутеры и эйчары отсматривают пришедшие резюме утром с 9 до 11 часов, когда голова еще свежая, а боссы не загрузили дополнительными поручениями. Чтобы ваше резюме не ушло далеко вниз в ящике, лучше встать пораньше и послать письмо с 7 до 8 утра. Видимо, пословица «Кто рано встает, тому бог подает» актуальна и для поиска работы.
Ошибка №3
Перечислять в разделе «опыт работы» функциональные обязанности.
Эта ошибка встречается в резюме соискателей чаще всего. Чем же заменить функционал и что жаждут увидеть рекрутеры на самом деле? Успешные проекты, желательно в цифрах, сроках и измеряемых показателях, ваши достижения на прошлых местах работы. Менеджер по продажам — сколько денег заработали для компании и за какой срок? Бухгалтер — сколько сэкономили, потому что прошли 20 проверок без единого штрафа? Репетитор — сколько учеников поступили на бюджетное обучение в вузы из верхних строчек рейтинга? Журналист — какой трафик статей и насколько часто ваши материалы цитировали другие СМИ и т. д.? То есть вам нужно доказать на примерах, какую пользу вы лично приносили бизнесу. Личные качества в резюме также работают только с примерами. Инициативность: разработал и реализовал стратегию выхода отдела из кризиса, когда ушел руководитель. Стрессоустойчивость: провел успешные переговоры с клиентом, который отказал до этого трем менеджерам и прочее. Просто перечисление общих слов «инициативный», «ответственный», «честный», к сожалению, не выделяет вас. Поверьте, в 300—500 резюме, которые ежедневно просматривают эйчары, кадровики и рекрутеры, непременно встречаются все эти понятия.
Пример. Елена, 56 лет, главный бухгалтер. Рассылала резюме, построенное по шаблону hh, в течение девяти месяцев. Ни одного собеседования. После карьерной консультации отредактировали резюме: должностные обязанности заменили достижениями с примерами (не более пяти) и подняли наверх (еще до опыта), описали хобби — путешествия. Это еще раз показало работодателю, что человек активен. Возраст Елена указала, потому что в профессии главного бухгалтера жизненный опыт скорее плюс. Желаемую зарплату уменьшили на 30 000 рублей по сравнению с окладом на последнем месте работы. Итог: в течение двух недель Елену пригласили сразу на несколько интервью, и она выбрала одну из компаний. Зарплату ей подняли уже через пару месяцев.
Ошибка №4
Прикрепить к резюме любительскую фотографию на фоне ковра или на пляже в Геленджике.
Теперь о фотографии в резюме. Вокруг много жарких споров (быть или не быть), но скажу исходя из личного опыта и опроса знакомых работодателей: качественная фотография скорее добавит вам очков и опять-таки выделит из потока безличных документов. Поэтому я за профессиональное фото в теме письма, а не отдельным файлом. Нужен портрет, который не напоминает жуткие снимки на паспорт, а скорее показывает, как вы прекрасно выглядите в свои 55 или 60. Смотрите прямо, выражение лица открытое и доброжелательное, можно с легкой улыбкой, одежда не вызывающая (глубокое декольте, обилие украшений и солнечные очки скорее вызовут недоумение у профессионала). Большую часть информации о человеке мы считываем глазами, и об этом нужно помнить, когда вы выбираете фотографию для своего резюме.
Ошибка №5
Указывать в адресе электронной почты год своего рождения, например Lenok_1962@mail.ru, KK1964@mail.ru
Будем откровенны: работодатель обращает внимание на то, сколько лет соискателю, и «активный возраст» для него чаще «почтенный возраст». А нам с вами важно, чтобы на первый план вышли профессиональные качества и компетенции, а не цифры в паспорте. Поэтому оптимальный адрес электронной почты Фамилия@. Кстати, почтовый сервис gmail.com предпочтительнее, чем mail.ru, и даже не спрашивайте почему. Просто наблюдение из жизни. Так что, если вы сейчас в активном поиске работы, сделайте ящик на gmail.com.
По этой ссылке инструкция на регистрацию: https://www.gmail.com/mail/help/intl/ru/about.html?de.
Все просто и не займет много времени: https://www.youtube.com/watch?v=5dLazy1Ch4k.
Ошибка №6
Формат резюме в PDF.
Очень часто соискатели используют PDF, но в этом формате сложно вносить правки, редактировать, а это рабочий инструмент рекрутера, и он раздражается, если не может дописать свои впечатления о кандидате или итоги собеседования. Поэтому PDF отметаем. Что касается ODT, то он некорректно открывается на некоторых машинах, а RTF слишком тяжел и также может не открыться, а значит, ваше резюме точно попадет в корзину. Сделайте жизнь эйчара удобной — используйте DOCX.
И последнее, но самое важное. Вопрос, который поможет вам мощно заявить о себе через резюме: какую пользу вы принесете компании? Нужна убедительная история, которая укладывается в формулу «я обладаю такими-то навыками, умею решать такие-то задачи с таким-то KPI», и пример, который доказывает ваши слова. Если это будет в вашем резюме, если именно это вы будете писать в вашем сопроводительном письме и говорить об этом на собеседовании, ваши шансы на получение желаемой работы утроятся. Ведь платят не за ваши «обязанности», дипломы и сертификаты, знание языка и личностные качества, а за то, как вы влияете на плюс компании и ее минус.
Ирина Конторева