Горы обломков промышленных зданий, кучи строительного мусора, на заднем фоне пейзаж из убогих обшарпанных серых многоэтажек. И гармонично дополняет этот постапокалиптический пейзаж низкая привычная дымка из дождевых облаков.
Трудно не узнать в остатках этого здания бывшее "заводоуправление" с остатками конвейерной ленты.
А ведь всего 30 лет назад, это был один из крупнейших промышленных гигантов цветной металлургии в СССР
Если догадались, то речь пойдет о Тырныаузском вольфрамо-молибденовом горно-обогатительном комбинате (ГОК).
Да, что там в СССР, комбинат был лидером по добыче тугоплавких металлов во всем мире.
И ради этого комбината был построен целый город на высоте 1800м - Тырныауз. До сих пор, он считается самым высокогорным городом страны.
История комбината началась в 1934 году когда геологи обнаружили молибден, в 1936 году уже нашли вольфрам на высоте более 3 000 м и в 1937 Наркомтяжпром СССР выпускает приказ о строительстве рудника и ГОК в районе Нижнего Баксана.
Запасы Тырныаузского месторождения вольфрамо-молибденовых руд действительно впечатляют. Оно является крупнейшим в России и одними из крупнейших в мире. По оценкам геологов здесь сосредоточено до 70% всех запасов вольфрама в России.
Во время Великой Отечественной Войны в 1942 комбинат был полностью эвакуирован, когда возникла опасность захвата немецко-фашистскими войсками территории Кабардино-Балкарии. Сам же комбинат был взорван. Некоторые историки не безосновательно считают, что именно захват Тырныаузского ГОК был истинной целью немцев на этом направлении.
В 1945 году комбинат был возрожден. Добываемый вольфрам использовался в производстве снарядов, а молибден использовался в производстве сталей.
В советские годы мощность производства достигала 7–10 млн тонн в год, а в 1980-х произошла глубокая модернизация комбината.
К конца 1980-х годов население города достигло 30 тысяч человек и комбинат был градообразующим предприятием. В каждой семье были работники ГОК. Город цвел и развивался, строились новые микрорайоны, закупалась новая импортная техника.
Численность работников предприятия превышала 6 тысяч человек, а производственные мощности и шахты располагались на высотах от 1800 м до 3000 м и была даже своя канатная дорога.
Общая протяженность шахт ГОК была около 300 километров и располагались они на девяти уровнях.
Но то, что не смогли сделать даже во время войны, смогли эффективно реализовать после распада СССР.
В начале 90-х после исчезновения гособоронзаказа на продукцию, дела у комбината стали стремительно ухудшаться. Потребность в вольфраме в 90-е снизилась в несколько раз, выпуск руды также пропорционально сократился и себестоимость производства резко подскочила.
К концу 1990-х ГОК пришел в состоянии почти полного банкротства. Но окончательно комбинат добили последствия разрушительного селя, который сошел на город в 2000 году.
И город и комбинат не смогли оправиться от такого природного удара. Как результат в 2001 году Тырнаузский комбинат был объявлен банкротом, оставшееся имущество и оборудование быстро ушло за бесценок "с молотка".
А дальше, потребовалось чуть меньше 15 лет, чтобы местные жители вывезли весь металл и разобрали оставшиеся корпуса комбината на стройматериалы.
Да и до конца 2000-х многочисленные шахты использовались незаконными бандформированиями во время чеченских войн в качестве укрытия.
Но впервые я оказался здесь в далеком 2015 году. Тогда еще большая часть производственных зданий присутствовала в частично - разобранном состоянии.
Под ногами валялись производственные артефакты, остатки имущества комбината, часть шахт была открыта и доступна любому туристу. Но в . Через три года от комбината осталось всего несколько
Спустя несколько лет, территория ГОК почти полностью уже рекультивирована и перекопана. От зданий уже почти ничего не осталось, только груды строительного мусора и все.
Вот так и закончилась долгая история легендарного комбината. Но не закончилась история месторождения, ведь вольфрам по-прежнему нужен государству, которое наращивает военную мощь.
По последней информации, лицензию на месторождение уже получило дочернее предприятие Ростеха, а значит есть надежда на возрождение производства...
Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!