Минэкономразвития России пояснил, что отсутствие педагогического образования не должно препятствовать специалисту вести уроки в школе.
В РФ сегодня насчитывается 473 педагогических вуза. Педагогов готовят и тысячи университетов по всей стране, но специалистов все равно не хватает. Активисты ОНФ предприняли еще одну попытку снять кадровую напряженность, на этот раз с помощью ряда поправок в профстандарт «Педагог».
«Руководство ряда образовательных учреждений и региональные власти, ответственные за сферу образования, неверно трактуют профессиональный стандарт педагогов и предъявляют излишние требования к их квалификации», - сказала сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева на встрече зампредседателя Правительства РФ Татьяны Голиковой с членами Ассоциации школ-партнеров «Сириуса».
Шмелева отметила, что специализация по программе подготовки «Образование и педагогические науки» не является обязательным условием при приеме на должность учителя.
«Принятые в 2016 году поправки в действующий профессиональный стандарт разрешают вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Например, бакалавр по специальности «Информационные технологии и вычислительная техника» имеет право преподавать информатику. Получать в этом случае дополнительное профессиональное педагогическое образование не обязательно», - прокомментировала Елена Шмелева.
Эта поправка должна снизить напряженность с нехваткой кадров, квалифицированных по узким специальностям. Правила распространяются как на учителей со стажем, так и на тех, кто только планирует преподавать. Дополнительное обучение необходимо только тем, чье профобразование не имеет отношения к преподаваемой дисциплине.
По итогам встречи ОНФ направил официальный комментарий в Правительство РФ, где позиция Народного фронта была поддержана. По указанию Татьяны Голиковой Минпросвещения согласовало с Минтруда разъяснения по этому вопросу и 28 марта направило их в регионы.
«Нам удалось защитить права учителей – как нынешних, так и тех, кто только вступает на этот благородный путь. Надеемся, что случаи неверного толкования педагогического профстандарта в регионах больше не повторятся», - резюмировала Елена Шмелёва.
Как пояснила Самолёту председатель Профсоюза работников образования города Череповца Наталия Кукушкина, всё же вряд ли эти поправки и заступничество ОНФ решат проблему нехватки педагогов в российских школах.
«Для реальной помощи нужно сделать профессию учителя престижной, привлекательной для молодых специалистов, изменить систему оплаты труда, чтобы педагог получал достойную зарплату на одну ставку, и возвратить в программу вузовского обучения производственную практику, - пояснила свою позицию Наталия Кукушкина. – Только тогда ситуация изменится, и мы решим проблему нехватки кадров в школах».
Пока же, по словам руководителя независимого профсоюза, даже педвузы выпускают «полуфабрикаты», которые, придя на работу в школу, сначала должны научиться общаться с детьми, а потом понять, как применить полученные в вузе знания на практике.