Найти тему

Так вот почему к брошам крестам прилипло название "мальтийский крест"

Прежде чем поведать вам, каким образом Коко Шанель стала владелицей Мальтийского ордена, давшего начало известному ювелирному изделию, расскажу (сааамую малость) о том, что это за орден такой. Но, сразу оговорюсь, об этом ордене в Инете сказано ну очень много и подробно, а я скажу почти-что телеграфным текстом: Предтечей ордена был основанный в Иерусалиме в 1080 году итальянским купцам из Амальфи старинный госпиталь (от латинского hospitolis - гость, то есть речь идёт прежде всего о гостинице), за пятьсот лет до того учреждённый там папой Григорием Великим для христианских паломников, посещающих Святую землю. Согласно одной из популярных версий, этот госпиталь был устроен на месте древнего монастыря Святого Иоанна с тем, чтобы проявлять заботу о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После занятия христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода эта организация превратилась в религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена обязанность охранять и защищать Святую землю. Папа Римский Пасхалий II признал суверенитет существования монашеского ордена госпитальеров и предоставил ему право свободно избирать своё руководство без вмешательства со стороны светских и церковных властей. В связи с захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на острове Родос, затем, в 1530 году получил от Карла V во владение остров Мальту, и с того времени называется Мальтийским. Петр I установил с орденом дипломатические сношения и по его заданию, в 1698 году на Мальте побывал Борис Петрович Шереметев. Там ему был вручен большой крест с бриллиантами, и, таким образом, Б.П. Шереметев стал первым Русским, мальтийским кавалером. Это произошло ровно за сто лет до того, как чрезвычайный посол Мальты граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе, (известный в России как Юлий Помпеевич Литта), 29 ноября 1798 преподнес Павлу I и всем членам царского семейства знаки мальтийского ордена. Для самого Павла I был прислан старинный крест гроссмейстера ла Валетта. Это было не случайным фактом, а следствием внимания императора Павла I к мальтийцам, проявившееся у него уже с детства. Об этом времени один из воспитателей Павла I Семен Андреевич Порошин в своих записках рассказал так: «Читал я его высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». К тому времени, когда Павел, его близкие и ряд высокопоставленных сановников России получили мальтийские кресты. Мальта была захвачена Наполеоном. Об этих испытаниях Ордена, Гавриил Романович Державин в оде На Мальтийский орден написал такие строки: Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев, Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей!

«Мы гроб святый освободили,
Гостеприимств отверзли дверь;
Но нас наследия лишили,
И мы изгнанники теперь!

В 1834 году орден учредил новую штаб-квартиру в Риме. Долгое время Орден владел лишь комплексом особняков в Риме, но в 1998 году правительством Мальты замок Святого Ангела был передан рыцарям в исключительное пользование сроком на 99 лет, при этом строению был предоставлен статус экстерриториальности и назначен губернатор.
Мальтийский орден имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств и т.д.
По данным ордена его членами являются 13 тысяч человек, также в структуре ордена присутствуют 80 тысяч волонтёров и более 20 тысяч медицинских работников. Имеется около 10,5 тысяч подданных Мальтийского Ордена, имеющих паспорт, который признаётся многими странами. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи. Звезда ордена в виде мальтийского креста первоначально была сшита из белого батиста, Носить ее положено было слева. Можно думать, что большая часть кавалеров не соблюдали этого правила и вместо тканевого знака надевали кресты из золота или серебра. Это можно заметить, рассматривая портреты, относящиеся к той эпохе. По этой причине осенью 1800 года Великим Магистром был наложен запрет на такие замены. Между прочим, наш великий полководец Александр Васильевич Суворов, был награжден мальтийским орденом при императоре Павле, и с гордостью носил его, несмотря на то, что в повседневной жизни он практически не надевал наград.
На самом деле о Мальтийском ордене, в том числе и об изгнании, упомянутом Г.Р.Державиным в Оде, можно (при желании) почитать много чего интересного, а я в этой Оде подметила такие строки:

 Луна с крестом соединилась,
Вселенна чуду удивилась.

В этих строчках также был заложен известный исторический смысл, - Турки были тогда в союзе с Римом. Сегодня я возьму на себя смелость внести в первую строку небольшую правку:
Шанель с крестом соединилась,
Вселенна чуду удивилась.

Да, ″так исторически сложилось″, что однажды крест Мальтийского ордена подаренный вел. кн. Дмитрием Павловичем Романовым Габриель Коко Шанель, послужил Фулко ди Вердура основой для создания замечательного украшения.
 Об этом много рассказано людьми, проследивших историю жизни и творчества Габриель Коко Шанель и Фулко ди Вердура. Я собрала многое из того, что говорили об этом союзе француженки и итальянца, в разное время, разные люди (прежде всего в США), которых объединил интерес к истории создания ювелирного бренда.  Быть может так, что изложенное здесь многим уже известно, - это хорошо, мой рассказ для тех, кто начал проявлять интерес к винтажной бижутерии совсем недавно.

 
 

1920 год, Биарриц. Коко Шанель отдыхала в Биаррице одном из лучших климатических и бальнеологический курортов Серебряного берега Франции, там у нее был известный бутик. И, между прочим, в этом небольшом курортном городке есть православный собор Александра Невского. В это время она уже понемногу занималась изготовлением украшений для платья, которые называла фантазийной бижутерией. Осенью этого года в Биарриц, восходящая звезда парижского кутюра впервые встретилась с вел. кн. Дмитрием Павловичем Романовым, внуком императора Александра II.      Дмитрий Павлович был интересен для простой француженки без рода и племени, прежде всего своим происхождением, она была умна и хорошо понимала разницу между своим происхождением и представителем рода русской царской фамилии. Он выделялся из ряда прочих ее знакомых благодаря своему воспитанию, образованности. Кроме прочего Дмитрий Павлович был просто интересным молодым человеком. К этому времени Габриель потеряла свою первую любовь, Артура Кэпела – англичанина, с которым Коко познакомил ее неудавшийся бой-френд Этьен Бальсан. Артур Кэпел, которого Габриель считала своей единственной настоящей любовью, в 1919 году погиб в автокатастрофе. Она пригласила Дмитрия Павловича поселиться у нее в Гарше. Отношения Коко Шанель с великим князем, также как и общение с Натали Палей, которая, как и Дмитрий, Павлович, была внучкой Александра ІІ, были очень полезны. Шанель училась у представителей русской царской фамилии великосветским манерам, чувству стиля и вкусу. Коко и великий князь пробудут вместе около года, до осени 1921 года, а перед расставанием Дмитрий Павлович сделал Коко Шанель поистине царский подарок, - орден Мальтийский креста, врученный в конце 18 века его прадеду графом Юлием Литта. Вот так «Шанель с крестом соединилась» и этот мальтийский крест будет храниться до поры до времени в ожидании своего предназначения.      В 1924 году Шанель открыла собственную ювелирную мастерскую, которой управлял ее друг и помощник Этьен де Бомон. До открытия своего собственного производства украшений Коко Шанель использовала в качестве дополнительных аксессуаров к производимой одежде бижутерию от Maison Gripoix (Грипуа). Так было, прежде всего, потому, что это, во-первых, было недорого и, во-вторых, в линейке украшений Gripoix начала 1920–х годов были действительно прекрасные колье в виде цветов и насекомых, которые были очень популярны. Тем не менее, открывая собственное производство украшений, Габриель, что называется, напрочь не имела никакого желания копировать Gripoix и бросила вызов существовавшим тогда стереотипам в использовании цвета и размера изделий. И не только в этом, - Коко Шанель просто-напросто руководствовалась житейской истиной, что носить на себе днем дорогие вещицы просто небезопасно. Следует думать, что именно в то время, впервые, Коко Шанель произнесла свое знаменитое замечание: «Гадко ходить с миллионами на шее, потому что кто-то богат. Я люблю только поддельные украшения... потому что они провокационные». Этьен де Бомон разработал длинные цепочки с цветными камнями и подвесками в форме креста, которые стали классикой ее дома. Крупногабаритные искусственные жемчужины от Chanel, которые носили в нескольких нитях, имели мгновенный успех. Затем, в 1926 году Габриель создала моду на серьги, комплект которых имел разный цвет, черную жемчужина надевалась на одно ухо, а белая на другое.    Такой подход к дизайну украшений получил всеобщее признание, которое Кэрол Таненбаум в интервью Collectors Weekly в августе 2009 года охарактеризовала как фактор «Вау», - «Шанель сделала бижутерию как фактор удара. Викторианские украшения обычно были памятными - для рождения, для смерти, для годовщин, для специальной одежды, чтобы держать пояс (крепить детали платья – Н.). Это было действительно функционально для эмоциональных и практических целей. Но в 30-х годах Шанель изменила все это и сделала ее в стиле большой фанк. Это стало заявлением само по себе. Именно так люди стали интересоваться украшением своей одежды большими драгоценными деталями».   Все так и было, но мне, все ж таки любопытно, как часто Габриель смотрела в свой ларец, в котором «посередке» полёживал Мальтийский крест? Или не заглядывала? - Не знаю, по мне, дак я б не утерпела… Да и Дмитрий Павлович Романов, хоть и уехал за океан, и женился, но  дружескую связь с Коко не прерывал.     И вот в 1925 году Коко Шанель на дружеской вечеринке в Венеции познакомилась с Фулко ди Вердура. Это НЕслучайное (я не верю в случайности) знакомство состоялось благодаря давним друзьям сицилийского герцога, - Коулу и Линде Портер. Ну, познакомились, пообщались, повеселились и попрощались, но, не так, чтобы надолго. Это знакомство получило свое продолжение в 1927 году, к этому времени Шанель была уже на пике своей славы, и она пригласила в свой бизнес приглянувшегося ей во время первой встречи Фулко ди Вердура. Для начала пригласила с тем, чтобы он помог ей создать новый текстиль. Вот так в Париже на улице Камбон началось восьмилетнее сотрудничество Вердура и Шанель, - «первого человека, который когда-либо воспринимал меня всерьез», - скажет позднее о Габриель Коко Шанель Фулко ди Вердура.     Дизайнерский талант ди Вердура не заставил себя ждать и очень скоро впечатлил Габриель, она дала ему карт-бланш, и к 1930 году ди Вердура уже не занимался текстилем - он стал главным дизайнером ювелирных изделий Дома Chanel. Находясь в партнерстве с Шанель, ди Вердура проявлял интерес к истории и историческим ювелирным изделиям, артефактам и другим видам искусства. В поиске новых решений в дизайне мастер стремился избегать тенденций и вкусов 1920-х годов, поэтому в его разработках вполне можно проследить предпочтения так называемому «византийскому» периоду, - он использовал (как кабошон, так и огранку) драгоценные и полудрагоценные камни и устанавливал их в соответствии со своим видением завершенности и совершенства создаваемого украшения. Так, в результате этих опытов Фулко ди Вердура, в 1930 году Коко Шанель, и Диана Вриланд получили броши «Теодора» и «Равенна». В 1932 году, эта замечательная пара выдающихся людей, - сицилийца и парижанки в поисках новых идей и решений в дизайне украшений устроили специальный тур по Италии, во время которого посещали художественные выставки и галереи. Кроме прочего побывали и в Равенне, там, в церкви Сан-Витале находятся знаменитые византийские мозаики, которые впоследствии оказали влияние на дизайн украшений ди Вердуры. Так, например, придуманный им для Коко Шанель браслет, увенчанный кабошоном и имитирующими драгоценные камни красной, зеленой и синей цветовой гаммы прямоугольной огранки, безусловно был вдохновлен мозаиками, которые они видели в Равенне, в древней Базилике ди Сан-Витале. Также одним из дизайнерских результатов их путешествий стали первые мальтийские кресты Fulco - пара слегка позолоченных брошей с многоцветными полудрагоценными камнями. Первоначально эти ювелирные украшения были всего лишь свободной интерпретацией на тему звезды Мальтийских рыцарей. Этот коллаж из несоразмерных камней также восходил к разного рода историческим артефактам и украшениям, которыми они восхищались во время своих путешествий, но, вместе с тем, отличались от всего, что было создано прежде. Мальтийские крестики-броши также были подарены тогда высококлассному знатоку моды Диане Вриланд, она была дружна и с Габриель и с Фулко.     Многие думают, что Фулко ди Вердура был просто достаточно известным дизайнером бижутерии, да, это действительно так. Но это только половина правды, а еще Фулко ди Вердура фактически создавал личные украшения для Коко Шанель, которая всегда старалась доработать и модифицировать коллекцию своих личных украшений, кроме прочего и потому, что она нередко превращала их в бижутерию для розничной продажи.    И вот однажды, наверное на досуге, перебирая свою шкатулку (сундучок?) с прекрасною коллекцией вещиц, среди которых были и накидные эмалированные манжеты, Шанель остановила свой взгляд на памятном подарке Дмитрия Павловича Романова, - величественном ордене Мальтийского креста… Кстати, вот тоже интересный вопрос, - а те манжеты хранились рядом со крестом Мальтийским? Да! Мальтийский крест занял особое место в сотрудничестве родовитого сицилийца с маленькой француженкой, ставшей мировым символом вечного, типичного парижского шика. Нет чуду рождения манжет Мальтийский крест не суждено было произойти в Париже, не знаю, быть может Фулко ди Вердура устал от Франции и ее многочисленных бутиков. Во всяком случае, его, по-видимому, уже не интересовало положение в Доме Шанель, и он устремился к новым вызовам. Фулко ди Вердура покинул Шанель в 1934 году, чтобы отправиться в Соединенные Штаты с бароном Николасом де Гинцбургом и принцессой красавицы Наталией Павловной Пейли (Палей). Сначала он отправился в Голливуд, а затем в Нью-Йорк, где его давнишний друг и почитатель Диана Вриланд, представила Фулко ди Вердура ювелиру Полу Флато, к команде которого он первоначально и присоединился. Да, в 1934 году Вердура уехал из Парижа в Нью-Йорк. Но это вовсе не значит, что он забыл Габриель, нет, не забыл. В мае 2008 года в «Нью-Йорк Таймс», Тара Малхолланд в преддверии очередной годовщины начала творчества Фулко ди Вердура в Америке, охарактеризовала его коротко и просто: «Фулко ди Вердура: изящный соблазнитель звезд». С Тарой не возможно не согласиться. Но, она не сказала еще об одном качестве Фулко, я к тому, что да, - изящный соблазнитель, да, - итальянец, НО! при всем при том, он – был Вердура, а не какой нить Кобелино.  

В 1935 году ди Вердура создал одно из своих самых знаковых произведений для Шанель, - браслет-манжету, изготовленный вокруг мальтийского креста, подаренного ей великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. В отличие от большинства других известных ювелирных фирм, Вердура никогда не стремился к публичности и работал исключительно по личным предпочтениям (или поручениям); на самом деле, он был совершенно не заинтересован в чем-то столь банальном, как коммерциализация, - каждая созданная им вещица имеет историческую связь с конкретным человеком, известного периода времени, поэтому каждое созданное им украшение в известном смысле является интимным и уникальным. Поэтому украшение сотворенное им для Габриель стало одним из самых знаменитых произведений Фулко ди Вердура.

Так же, как и многие другие дизайнерские решения, использованные Вердура в ювелирном деле, мальтийский крест имел отношение к его детству, когда он рос на Сицилии, которая, если даже «мерить штангенциркулем», не так чтобы уж далеко от острова Мальты. Мальтийские кресты, изготовленные Фулко ди Вердура уже в Нью Йорке, представляли собой немного несовпадающую пару браслетов из белой эмали для личной коллекции Шанель. Расположение креста на каждом камне совершенно уникально. В соответствии с задуманным дизайнером подходом к разнице между изысканными и костюмированными украшениями, браслеты были изготовлены из сплава на основе серебра. Шанель любила эти украшения-браслеты и носила их постоянно и практически везде. Они видны на ее запястье на многих фотографиях и в будний день и на больших приемах. Кто-то по этому поводу однажды заметил, что Коко Шанель носила эти браслеты «с опрометчивостью» - белая эмаль на камнях была заметно сколота. Осенью 2014 года ювелирный дом Verdura представил на выставке в Нью Йорке пару усыпанных драгоценными камнями мальтийских крестов в эмалированных манжетах костяного цвета.

-3

Манжеты Мальтийский крест. Фото из публикации Натали Аткинсон

Это самые ранние и самые знаковые манжеты с Мальтийским крестом изготовленные Фулко ди Вердура. Выше я сказала, что впервые тема мальтийских крестов была разработана ди Вердура около 1930 года в виде броши. И только в 1935 году они были представлены в виде манжет и носились Шанель на протяжении всей своей жизни. Впоследствии эти манжеты приобрела Диана Вриланд. Для дома Chanel это было важно, несмотря на то, что Диана не была профессиональной журналистской, но, эта женщина была той, о которой говорили тогда в Париже, - «она делала моду». Её мнение во многом было определяющим во всем, что касалось того, во что и как одеваться, и какие украшения следует использовать в своих нарядах.

Сегодня подвеска Мальтийский крест не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но, что значит Мальтийский орден, в чем суть и значение восьмиконечного креста. В соответствии с традицией ордена Госпитальеров восемь оконечностей креста олицетворяют восемь рыцарских добродетелей – правду, веру, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. При этом четыре «луча» Мальтийского креста – символизируют четыре христианских добродетели, - благоразумие, воздержание, справедливость и силу духа. Белый цвет креста олицетворяет чистоту духа, непорочность намерений.

Мальтийский крест выглядит одновременно загадочно и величественно. Вероятно, есть в нем некая скрытая сила. Я не вправе утверждать потому, что не знаю, но, быть может главное, что впечатлило Коко Шанель в рассказе вел.кн. Дмитрия Павловича о Мальтийском ордене, это то, что с точки зрения эзотерики сознанием обладает все, даже камни и минералы. Сегодня не боясь ошибиться, можно утверждать, что вершина творчества Ди Вердуры началась в 1930-х годах. Никогда не соблюдавший условности ни в доминирующих вкусах моды того времени, ни в предметах, которые он выбирал для воплощения своих задумок и идей. По замечанию Кэрол Беслер высказанному ей в небольшой статье о Вердура в журнале NUVO (февраль 2012г.), именно ди Вердура, установил приоритет, разрушив «традиционные границы ювелирного дизайна, смешивая металлы и эмали, драгоценные и полудрагоценные камни, таким образом, чего никто не делал раньше».    Если вы посмотрите на какое-либо украшение ди Вердура, вы можете почувствовать смутное чувство знакомства, что эта вещица прежде где-то встречалась. Это может быть звено из паве, мальтийский крест в византийском стиле или небольшое ожерелье с кисточками на цепочке. При всем при этом, очевидным является постоянство качества каждой отдельно взятой вещицы и, что не менее важно, подчас удивительное остроумие и причудливая игривость - поразительные и вполне себе очевидные намеки на интеллект этого человека. Вот, как то так.    Непременно посетите раздел "геральдика" на сайте, там всегда можно найти потрясающие броши кресты. 

-5

https://broshka.net/catalog/heraldica-pin/

Мальта
4466 интересуются